О выборе в пользу Зла

Feb 03, 2013 06:07

Задумавшись об эльфийских эмоциях, я стал перечитывать "Сильмариллион". А знаете, что приходит в голову, когда от мыслей о базовых эмоциях по Крылову переходишь к "Сильмариллиону"?

Что "Сильмариллион" - это история трёх падений, каждое из которых можно связать с соответствующей эмоцией.

Первыми пали айнуры - то есть, лично Мелькор и все те младшие духи, которые последовали за ним. Мотивация - зависть, стремление получить то, что им не принадлежало. Мелькор вообще начал с зависти к Творцу, от неё перешёл к зависти к своим братьям, и в конце-концов докатился до зависти к жалкому эльфу, т.е. к Феанору. Потому что у него были Сильмариллы, а у Мелькора Сильмариллов не было! Важный момент - айнуры пали в качестве отдельных индивидуумов.

Итак, отпадение от добра на почве зависти характерно для "Нулевой" эпохи. Предельным олицетворением подобной эмоции является Унголианта, в которой стремление к обладанию чужим доходит до желания всё сожрать. (Я просто чувствую, какую роскошную тему можно было бы навернуть на космологическо-конспирологической трактовке, что Унголианта - это тёмное "я" самого Мелькора, его Тень!)

В Первую эпоху пали эльфы, конкретно, народ нолдоров, а ещё конкретнее - Феанор и его дети. Мотивация - ненависть, стремление вернуть то, что у них отняли. Ненависть-ненависть-ненависть. Начиная с возвращения на эльфийскую прародину на Востоке, которую эльфы якобы утратили из-за валаров, и кончая местью Мелькору за Сильмариллы и Финвэ. А потом и за Феанора. А потом и не только Мелькору. Короче, мы вернём себе Сильмариллы любой ценой, да-да, моя прелесть! Падение эльфов - это падение семьи, рода. Опять же, ненависть и безнадёжное стремление вернуть утраченное является своеобразной темой эпохи.

Во Вторую эпоху пали люди - пал Нуменор. Мотивация - страх, в данном случае - страх перед смертью. Впрочем, в своих письмах Толкиен писал, что страхом, как желанием сохранить своё, в те дни заболели и эльфы, просто чуть иначе: "Но эльфы не всецело благи и не всегда правы. И не столько потому, что заигрывали с Сауроном, сколько потому, что, с его ли помощью или без таковой были «бальзамировщиками». Им хотелось один пирог да съесть дважды: жить в смертном историческом Средиземье, поскольку эльфы прониклись к нему любовью (и, может статься, потому, что там они пользовались преимуществом высшей касты), так что они попытались остановить процесс перемен и ход истории, остановить его рост, сохранить его как декоративный садик или даже по большей части как глушь, где сами они могут быть «художниками», - и притом их тяготила печаль и ностальгические сожаления".

Получается, что люди пали, как цивилизация. Это и есть единица измерения для нас, как вида.

...В этой схеме обращает на себя внимание то, как дальнейшая судьба оступившегося была связана с его мотивам. Ни один не получил того, к чему стремился. Мелькор расстратил всю свою силу. Феаноринги не смогли ни вернуть, ни вернуться, ни отомстить. Нуменорцы не просто не сохранили того, что имели - они потеряли всё, начиная с родной земли.

Да, и в этом смысле, Третья эпоха не даёт ничего нового, там продолжают развязываться узлы, завязанные во Вторую. (Саурон, кольца, выжившие нуменорцы, медлящие с уходом эльфы.)

И эта схема показывает, почему Толкиен так мучился с падением людей. Он хотел связать его с библейским сюжетом о грехопадении, то есть, отнести его к первым дням пребывания людей в Арде. Дескать, люди тогда признали власть Мелькора, и потому навеки прокляты. Но эта идея абсурдна, и, думаю, Толкиен сам это понимал. По сюжету его же эпоса, людей с самого начала отправили на оккупированную Врагом территорию. Эру и отправил. Там Мелькор установил над людьми свою власть - но при этом часть людей отказалась признавать его Повелителем и ушла на запад, в свободные земли. Поэтому люди прокляты, так? Где логика?!

Это, не знаю, как если бы вы своего сына подбросили под дверь своему злейшему врагу - а через несколько лет пришли бы к нему и сказали: "Ага, ты называешь моего злейшего врага "папой"! Где твоя совесть?! Я проклинаю тебя и лишаю наследства!"

История Нуменора, напротив, соответствует всем параметрам сюжетов о грехопадении. Валары дали нуменорцам всё, о чём только могут просить смертные - долгую жизнь, спокойную смерть, отсутствие голода, болезней и стихийных бедствий, богатство и могущество, власть над всеми известными землями. С одним условием - не плавать на запад. Чем это кончилось? Последние нуменорцы отвергли Творца, признали Мелькора своим богом, перешли к человеческим жертвоприношениям и объявили войну валарам. Люди пали в лице своих лучших и самых развитых представителей. Первая настоящая цивилизация людей обратилась ко злу - и все последующие цивилизации так или иначе несут на себе её отпечаток.

Не факт, что людям вообще было нужно ещё одно, "предварительное" падение. (Тем более, что у Толкиена смертность людей никак не связана с первородным грехом - Эру изначально хотел сделать людей смертными, в этом и состояла его идея.)

jrrt, концепция

Previous post Next post
Up