Отражения

Feb 02, 2013 23:15

Скажу честно - мне периодически хочется что-нибудь писать о культовых произведениях. Культовых не для меня, а вообще. Как "Трудно быть богом", "Мастер и Маргарита" Булгакова, цикл произведений Толкиена, "Звёздные войны"...

Как-то я попробовал сказать пару слов о своей любви к роману "Мастер и Маргарита". Мне оставили следующий коммент:

" Только один вопрос до сих пор меня беспокоит: а зачем Воланду именно такая версия Евангелия? Почему не та, где Га-Ноцри был дурным человеком без рода без племени, и распяли его за дело, например? Ведь Мастер мог написать и о первосвященнике, а не о Пилате. Да можно было много еще чего придумать..."

Я тогда хотел коротко ответить, что Мастер, всё-таки, сформировался в рамках христианской культуры, и в его романе это чувствуется. Пилат у него вполне "правильный". (Аналогичный образ - Пилат из "Jesus Christ Superstar".) Как известно, в эфиопской церкви Пилата и его жену Клавдию Прокулу даже почитают. Другой вопрос, зачем христианам нужен Пилат... Об этом можно долго говорить. Но суть всё равно в том, что римляне-то Христа приняли, а евреи отвергли. Отсюда Пилат - трагическая и неоднозначная фигура, а Каиафа - олицетворение зла. Пилат раскаивался и мучился; Каиафа ночью засыпал с осознанием честно выполненного долга. Лучше пусть погибнет один человек, чем пострадает весь народ, правильно? Неправильно. Добро пожаловать в ад.

Короче, Мастер мог бы написать о роман первосвященнике, если бы "Мастер и Маргарита" была еврейской книгой о евреях.

И вот тут меня зацепило. Альтернативный еврейский роман!

Дело, естественно, происходит в Берлине начала тридцатых, сразу же после успеха национал-социалистической немецкой рабочей партии на выборах в рейхстаг. В парке на скамейке беседуют двоё - пылкий юный поэт и уважаемый мэтр, редактор известного журнала, влиятельное лицо в литературных кругах. Мэтр объясняет, что неправильно, политически ошибочно на данном этапе отвергать христианство. Нет, задача состоит в том, чтобы очистить христианство от жидовских примесей, оторвать его и от еврейского Ветхого завета, и от либеральной "толстовщины"; надо вернуть людям истинного Христа, солярного арийского бога. Подобного Митре, который победил зло и смерть, подобного Одину, который сам себя распял на Мировом Дереве и воскрес, познав истину и обретя мудрость.

Тут к ним подсаживается таинственный незнакомец, Воланд (Woland). У Булгакова Воланд сразу же ассоциируется со следующими фигурами - иностранец, шпион, русский эмигрант, миллионер. Короче, со всем силами зла из советской мифологии. Аналогично, что в тогдашней Германии Воланд будет казаться то агентом Коминтерна из Москвы, то высокопоставленным масоном из Парижа, то американским банкиром из Нью-Йорка. И, конечно же, евреем.

На самом деле, Воланд - действительно еврей. Вернее, он еврейский Сатана - слуга Всевышнего, ангел-обвинитель.

Мэтра ждёт берлинский трамвай, поэта - психбольница и встреча с героем. Герой - еврейский писатель, написавший гениальный роман про первосвященника Каиафу. У писателя была тайная любовница - белокурая Гретхен, истинная арийка, жена веймарского промышленника. (Надеюсь, не нужно напоминать, что Гретхен - это уменьшительное от имени Маргарита?)

Суть романа. Иешуа - запутавшийся молодой человек, который в ходе традиционного еврейского спора с Б-гом докатился до богохульства и как бы не до предательства в пользу римских оккупантов. Иосиф, прозванный Каиафа - суровый, но праведный знаток Торы, первосвященник и защитник народа. До последнего пытался спасти дурака, но не смог. Понтий Пилат - ублюдок, антисемит, типичный офицер-кавалерист, фанатично преданный Рейху и Кайзеру.

С этим романом начинающий писатель походил по издательствам. Но времена изменились, ему повсюду отказали. В итоге, друзья доктора Геббельса начали против него кампанию в прессе: "типичный пример дегенеративного искусства", "жидовская отрыжка", "когда Германия вновь воспрянет, мы передавим всю эту мразь". С писателем случился нервный срыв, и он от греха подальше укрылся в психиатрической лечебнице в пригороде Берлина у своего друга-главврача. Дальше понятно.

...В конце книги Воланд заберёт из Берлина писателя и Гретхен, а Бегемот с Фаготом подожгут Рейхстаг.

МиМ

Previous post Next post
Up