Тут есть интересное мнение Новодворской, которое сводится к тому, что советское культурное пространство растило (пыталось растить) советских людей, прямо противоположных окружающей их совковой культуре, что и привело в итоге к системному конфликту. Условно говоря, вайшьи и брахманы, выросшие в обществе, которое поставило своей формальной целью уничтожить шудр (и транслировало эту цель в культурное пространство), вошли в конфликт с шудрами, что и разнесло общество к чертям (ну, логично, что к Белому Дому вышли люди, строящие свой образ скорее по Медведю и Волшебнику, чем по Министру-Администратору).
Другое дело, что разнеся общество к чертям, разнесли и это культурное пространство - его артефакты стали отождествляться с "тем" обществом, а новые вайшьи и брахманы стали оценивать "то" общество по культурному пространству (и думать о реставрации того же общества - потому что по культурным артефактам оно было исключительно приятным, жить в мире "Обыкновенного чуда" приятнее, чем в мире "Брата"); тогда как шудры остались те же.
Начать, наверное, надо с того, что советская власть мечтала ликвидировать все варны, кроме шудр. Диктатура пролетариата = власть шудр, "хамская власть". (см. http://gest.livejournal.com/722975.html )
А сегодняшние "мечтатели о советской власти" хотят жить в мире "Падения Берлина", по-моему.
Я сейчас скорее говорю не о действительной советской власти, а о транслируемом месседже. Разве же тот "сознательный рабочий", на который предлагалось опираться - шудра?
Любопытно... В принципе я не склонен придираться к мелочам. Просто, может быть, реплика немного в сторону.
// "Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему". Во-первых, нищие и безоружные люди никого не сбрасывают... //
В действительности, наверное, так не происходит. Для революций и переворотов нужны если не профессионалы, то, по крайней мере люди чем-то вооружённые и кем-то ведомые (комитетом или вождём). Стихия массы, которая устраивает революцию - картинка, согласен, знакомая из советких идеологических образов. Можно назвать её - революционным романтизмом. Но ведь он свойственен не только "совку" (термин, который всегда вызывает у меня сомнение - слишком неконкретен, слишком эмоционален). Те же самые так называемые "Бархатные революции" в Восточной Европе постфактум окрашены в ту же палитру революционного романтизма. Думаю, так было и до социализма и будет после нас.
Другими словами, сказочник Шварц здесь не обязательно выполняет задание партии. Возможно, он просто в это верил как романтик.
Comments 6
Другое дело, что разнеся общество к чертям, разнесли и это культурное пространство - его артефакты стали отождествляться с "тем" обществом, а новые вайшьи и брахманы стали оценивать "то" общество по культурному пространству (и думать о реставрации того же общества - потому что по культурным артефактам оно было исключительно приятным, жить в мире "Обыкновенного чуда" приятнее, чем в мире "Брата"); тогда как шудры остались те же.
Reply
А сегодняшние "мечтатели о советской власти" хотят жить в мире "Падения Берлина", по-моему.
Reply
Reply
В принципе я не склонен придираться к мелочам. Просто, может быть, реплика немного в сторону.
// "Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему". Во-первых, нищие и безоружные люди никого не сбрасывают... //
В действительности, наверное, так не происходит. Для революций и переворотов нужны если не профессионалы, то, по крайней мере люди чем-то вооружённые и кем-то ведомые (комитетом или вождём). Стихия массы, которая устраивает революцию - картинка, согласен, знакомая из советких идеологических образов. Можно назвать её - революционным романтизмом. Но ведь он свойственен не только "совку" (термин, который всегда вызывает у меня сомнение - слишком неконкретен, слишком эмоционален). Те же самые так называемые "Бархатные революции" в Восточной Европе постфактум окрашены в ту же палитру революционного романтизма. Думаю, так было и до социализма и будет после нас.
Другими словами, сказочник Шварц здесь не обязательно выполняет задание партии. Возможно, он просто в это верил как романтик.
Reply
Про Шварца хорошо написал Вирадхе: http://wyradhe.livejournal.com/89144.html
Уж в "красную" версию революционной романтики Шварц вряд ли верил, он-то воевал на другой стороне.
Reply
Reply
Leave a comment