"
В японской вики в статье "Национальный характер" (民族性) наткнулся на анекдот, не могу не привести:
На тонущем корабле не хватает на всех мест в спасательных шлюпках. Капитан, который хочет посадить в шлюпки женщин-детей, убеждает мужчин прыгать за борт, говоря -
Американцу: Ты же застрахован на крупную сумму!
Англичанину: Будь настоящим мужчиной, прыгай!
Немцу: Прыгай за борт! Это приказ капитана!
Итальянцу: А вооон там такая фемина за бортом!
Французу: Не прыгайте за борт, пожалуйста.
Русскому: Бутылка водки за борт упала! Скорее прыгай - ещё можно достать!
Китайцу: Вон какая редкая рыба плывёт! Задорого продать можно!
Японцу: А все уже прыгнули!"
Забавно, что у нас был точно такой же анекдот про то, как заставить представителей разных национальностей прыгнуть с моста, с французом в роли итальянца и с русским в роли француза ("прыгать с моста запрещено"). Мнение об американцах у нас с японцами совпадает. Действительно, разница в менталитете.
Забавно было бы истолковать это с точки зрения
смертных грехов. В этой трактовке, решение "прыгнуть за борт" - это готовность совершить зло, подчиняясь той или иной страсти.
Русский пойдёт на преступление за бутылку. Итальянец - за женщину. Они образуют "физиологический блок", служа чревоугодию и похоти соответственно. Да, винопитие относится к чревоугодию, так что это действительно популярный в России грех.
"Экономический блок" составляют китаец с американцем. Но грех у них общий - алчность. Зависть не прослеживается. (Можно было бы, конечно, приписать зависть японцу, но это будет чудовищной натяжкой.)
За грехи "эго" отвечают англичанин и француз. Англичанин является воплощением гордыни и высокомерия, он стремится доказать, что он лучше других (ещё один вариант перевода: "ты же джентельмен!"). Француз подвержен гневу, он прыгнет из принципа, чтобы доказать, что никто не вправе его в чём-либо ограничивать.
Но у нас остаётся ещё немец с японцем. Один прыгнул, потому что ему приказали, другой - потому что прыгнули все остальные. Самые популярные оправдания на Нюрнбергском и Токийском процессах, немцы говорили: "я выполнял приказ", японцы говорили: "все так делали". Действительно, удачная пара.
Представляете себе культуру, в которой подобное действительно входило бы в список смертных грехов, образуя блок "нежелание думать собственной головой"? Слепое подчинение власти - и покорность мнению окружающих? И осуждалось бы наравне с похотью или алчностью?