Я как-то писал о
разных типах анализа .
На примере американских фильмов про школу-детство-отрочество.
Много лет назад я решил рассматривать их через призму расово-сословного анализа. Выходило, что в целом ряде сюжетов речь шла о соперничестве двух элитных группировок, принадлежащих к разных племенам.
Первое племя - "светловолосые". Им был свойственен культ красоты, силы, благородства. Важную роль играло поклонение Марсу и Венере - что видно по обряду, связанному с символическим бракосочетанием самого сильного юноши и самой красивой девушки. Образы: "Король и королева бала", "капитан команды по американскому футболу и главная девушка из группы поддержки". (Американский футбол - игра, прославляющая бога войны. Группа поддержки символизирует понятно что.) "Светловосые" - старая элита.
Второе племя - "темноволосые". Они были пришельцами, которые вступили в войну со старой элитой, и, похоже, победили. "Темноволосые" не считали себя ни красивыми, ни сильными, а благородство презирали. (Судя по тому, как они себя изображали, не исключено, что среди них были довольно распространены различные генетические дефекты.) Зато они признавали за собой настоящий ум и настоящие чувства. Как конкуренты "светловолосых", "темноволосые" распространяли мифы о своём угнетённом положении и различных допущенных по отношению к ним несправедливостях - чем оправдывался их последующий приход к власти. Они также любили позиционировать себя в качестве защитников всех пониженных в правах или отстранённых от власти групп (от темнокожих до толстых), хотя в большинстве случаев не имели к ним никакого отношения.
Так вот, этот сюжет в большинстве случаев подавался строго с точки зрения "темноволосых" (слабых, некрасивых, etc.). Из чего, собственно, я и сделал вывод, что они победили.
Характерный пример - фильм "Семейка Аддамсов-2". Детей Аддамсов отправляют в летний лагерь. В лагере разыгрывают представление в честь первого контакта пилигримов с индейцами. "Светловолосые", элита лагеря, играет роли "пилигримов", своих предков, с которыми они себя ассоциируют. Роли "индейцев" достаются чужакам и непопулярным детям, вроде инвалидов. Естественно, младшие Аддамсы объединяют "индейцев" и во время представления организуют нападение на "пилигримов", побеждая их и захватывая в плен. Мочи белых, да здравствуют туземцы, защитим права коренного населения и т.д. Прелесть в том, что Аддамсы - потомки недавних эмигрантов из Восточной Европы (вспомните их национальный танец, "мамУшку"), и в этом смысле сами являются пришельцами.
Но иногда слово получала и другая сторона. Например, в фильме "Добейся успеха" (Bring It On), о котором я когда-то
писал. Там мы видим сплошной триумф "светловолосых" ценностей - даже "темноволосая" девушка быстро понимает, насколько круто состоять в группе поддержки... мыть машины в купальнике... и соблюдать прочие ритуалы местной культуры. (Автомобиль - символ мужской силы и состоятельности. Старшеклассницы в купальниках, которые ему прислуживают и чистят, символизируют понятно что.)
Собственно, именно из-за таких фильмов мои симпатии, скорее, на стороне "светловолосых" - хотя они, похоже, проиграли в исторической перспективе.
Фильмы "темноволосых" нередко полны ненависти, причём самого низкого свойства: "мы ненавидим вас за то, что вы богатые, сильные и красивые".
P.S. Да что там далеко ходить. Можно вспомнить экранизацию книг о Гарри Поттере. Несмотря на всю английскую специфику, Драко Малфой и его отец - карикатуры на "светловолосых", а несчастный сиротка Гарри - сильно идеализированный "темноволосый".