Инструкция на советский и японский мотоцикл.

Jul 03, 2017 20:27

Я действительно люблю советскую технику. И если простить ей все несовершенство и отсталось от остального мира мотоциклов, то на мой взгляд у нее есть две очень большие проблемы, одна из которых, выражаясь культурно, меня невероятно возмущает. Это: отсутствие качественных запчастей и нормальной документации. И если первая результат полного прекращения выпуска мототехники со стороны почти всех заводов, то второе беда всей советской документации. Так многие электронщики помнят, что к советским микросхемам всегда шла промокашка на одну страничку с описанием выводов и каких-то базовых величин.



Инструкция на любой мотороллер начинается одинаково: "Коллектив завода старался создать для Вас хорошую и надежную машину. <...> Просим сообщить о своих замечаниях и пожеланиях по эксплуатации машины. Ваши письма помогут устранить недостатки, изучить требование и вкусы мотолюбителей, облегчат работу коллектива по совершенствованию мотороллера". Потом идет небольшая вводная по ТТХ, данные по органам управления, расконсервации, обкатке, а потом небольшое описание того или иного узла, его регулировки, ремонту. Всего 180 страничек размером с ладошку каждая.



Раздел про карбюратор занимает семь страничек с одной картинкой.



Справедливости ради еще раньше был каталог деталей с заводскими номерами каждой. Можно было делать заказы на базах посылторга или что-то в этом роде. Тут, к сожалению, не силен, так как не сталкивался. По понятным причинам сейчас эти номера ничем не помогут.



Иногда инструкции отсылают к отдельным книгам по мотороллерам, самая свежая из которых была написана конструкторами завода в 1969 году для мотороллеров Т200 и Т200М, поэтому они уже мало что имеют общего с более поздними машинками.



А теперь возьмем сервисный мануал на мою Хонда Стид. Это документ на 448 страниц нормального формата, где невероятнейшим образом все расписано.
Полное пошаговое описание разборки каждого узла в фотографиях, сервисные лимиты, моменты затяжек, возможные неисправности, в каких случаях использовать фиксаторы резьбы, какие детали после сборки подлежат замене.

Раздел про систему питания занимает 40 страниц!



Это просто заглавная картинка раздела про тормозную систему:


А это про вилку. Фотографии просто для примера.



Помню, как больше всего после покупки Хонды меня поразило, что как написано в документации, так и лежат провода. Каждому есть свое место, свой хомут на раме, цвет, разъем и тд. На мотороллере провода валяются как получится, тросы протягивают тоже во всех вариациях. И под кузовом, и над, и вдоль рамы, и вдоль с проводки.

А у Хонды есть еще один любопытный документ - Common service manual. Он относится ко всей технике Honda в целом, там помимо подробного и детального объяснения работы каждого узла и его ремонта очень много теории. В части все того же электрооборудования: она начинается с введения в электронику и таких базовых понятий как ток и напряжение, вплоть до краткого описания транзистора и других радиоэлектронных элементов.

Несколько резюмирую, что тут скорее проблема не в самой инструкции, а в целом в подходе и культуре производства. Непродуманность мелочей и отсутствие единого документа привело к тому, что половина техники загублена колхозниками, которые даже не знали как правильно починить и собрать свой мотороллер. Я честно признаюсь, что забыв уже давно курс электротехники потратил несколько часов, чтобы понять принцип работы мотороллерного диностартера и реле-регулятора. Потому что из настоящей инструкции неподготовленный человек не поймет вообще ни слова. На этом моменте в процессе написания я, если честно, застрял. Потому что решил вспомнить негрунтованную раму, а потом и все остальные проблемы и получилось, что у мотороллера нет вообще никаких достоинств. Но черт возьми, они мне нравятся. Просто знайте, что инструкция на них дерьмо.

ТМЗ, Мотороллеры, honda steed 400

Previous post Next post
Up