А, стратегия

Jan 11, 2016 09:24

В нашей образовательной системе, особливо если для детей с нестандартными потребностями, очень любят слово "стратегия", на иврите оно тоже звучит четко и ясно: "астратегия". Все мозги прокомпостировали еще на студенческой скамье. Тогда это было очень модно в преподавании арифметики. То есть, ребенка не просто учат складывать 3+4, ему предлагают всякие способы осилить этот непростой пример и запомнить результат навсегда. Один из способов: объяснить, что 3+4 - это 3+3+1, так ему будет легче. Или, что это 4+4-1 (я не шучу). Или посоветуют посчитать на пальцах, раз уж мы оперируем в пределах десятки. Кроме того, можно переставить слагаемые местами, 4+3 легче подсчитать, тем более на пальцах. И это далеко не все...

поймите меня правильно, я не хочу сказать, что детям не нужны мнемонические правила тут и там, разнообразные системы и способы, облегчающие им жизнь. Те же пальцы - совсем неплохой способ для освоения сложения поначалу. Но мы должны понимать всегда, что в основном стратегии в учебе - которые совершенно необходимы - человек подбирает себе сам, потому что он лучше вас знает, что ему подходит. Зачастую он даже не осознает, что он что-то себе выработал. Предлагая ему на выбор много разных фокусов, вы не позволяете ему сосредоточиться на своем и оценить эффективность подхода. Переполняя урок нерелевантной информацией, вы создаете дополнительный шум, на фоне которого так нелегко бывает ребенку понять, чего же от него хотят.

Как это не прискорбно признать, образование в начальных классах советской школы было чрезвычайно эффективным в вопросах освоения простых навыков. Я слышала, что общие положения были унаследованы еще у русских гимназий и после нелегкой фазы эксепериментов в двадцатые уже изменениям лет семьдесят не подвергались. Ну, там были свои приколы, которых мы себе не хотим, кроме того, если проблемы у ученика были совсем серьезные, с ним уже не возились. Однако попытаемся сосредоточиться на том, что было в этой системе эффективного. Прежде всего, зубрежка. Это вообще для головы полезно. В начальной арифметике, до таблицы умножения, роль зубрежки играли тонны примеров, которые надо было решать. Про стратегию никто не парился объяснить, и думать никто не учил. Вот на этом месте остановимся и попытаемся вникнуть поглубже. В изральский системе образования (за другие не скажу, но неисключено, что и на Западе и в России уже та же байда) очень любят учить детей думать. К сожалению, частенько люди, пытающиеся учить думать, сами не умнее своих учеников, скорее наоборот. Что это за порыв прекрасный, научить думать до освоения простейших операций в системе которых требуется подумать. Изучение алгебры до арифметики кажется вам логичным? Изучение чтения до освоения букв? кстати, все это существует, но об этом не сегодня.

итак, давайте договоримся - дети будут учиться думать по дороге, а пока что им надо решить очень много примеров. Если 3+4 для них тяжелый пример, нелишне попытаться решить пример полегче - 3+1, а начинать лучше всегда с 1+1, то есть сначала. Не будем пытаться объяснить, как можно легко запомнить пример, который пока что не решается по каким-то причинам. Может быть, потому что он кажется ребенку бессмысленным, поскольку слишком сложен. Чем больше мы будем нагромождать способов обойти эту проблему, тем больше бессмыслицы мы приведем за собой.

Главный принцип освоения базовых академических навыков формулируется просто: начинаем с самого начала, с основ. Следующий за ним принцип: поняв основу, запоминаем ее применение. Даже если мы очень хорошо понимаем, что такое умножение, таблицу умножения надо вызубрить наизусть, чтоб не тратить ресурсы на подсчитывание каждый раз. Однако, (вернемся к первому правилу) если мы не понимаем суть умножения, вызубрить не получится в любом случае, ибо бессмыслица. Вот и вся премудрость, а думать дети сами научатся, жизнь заставит.

Апдейт. Этот пост был написан, на самом деле, довольно давно, но лежал под паром. На днях он мне пригодился и я его слагка довела до ума и разместила. Все нарекания и несогласия с текстом всячески приветствуются, поскольку в первых редакциях ляпов не избежать, а тема очень важная. когда-нибудь я все это сформулирую получше. первая часть здесь.

про образовательную систему

Previous post Next post
Up