В преподавании детям, которые не справляются со школьной программой, есть много принципов - все главные. Обдумывая один из таких принципов, я часто вспоминаю саму себя много лет тому на студенческом поприще. Татьяне Лариной я, может, показалось бы и лучше, но как учитель была такая же дура, как и было мне положено. Например, мы подтягивали детей по чтению, и много и серьезно готовились к каждому уроку. Главное для студента, чтоб урок был увлекательный. На фоне своей профессиональной незамутненности студент не догадывается, что печется он о том, чтоб ему было интересно, а не подопытному ученику. Подопытный ученик живет другой спецификой, ему бы выплыть в море невнятностей, которыми его все время затопляют взрослые. Взрослые играют в игру "угадай, чего я от тебя хочу, обрадуй тетю". Ученик и рад бы обрадовать, но угадать получается не всегда. В классе есть ребята, которые умеют угадывать почти безошибочно, а ему не везет раз за разом. Поэтому, пока сосед по парте сидит дома (в те замшелые годы соседи по парте сидели дома у телевизоров, таблет еще не изобрели), моего бедного ученика родители тащат в пединтитут, где на нем разминаются студенты по коррекционной педагогике. Зато забесплатно. Расшибаются студенты в лепешку, наклеек море, игры, блестки, компьютерные приколы. Со стороны бедного школьника урок смотрится экзотично и местами весело, но боль позора и очередного, стотысячного, промаха болит все равно.
-Это Винни-Пух, он должен первым прийти к финишу - студентка Геула разворачивает прекрасную настольную самодельную игру. Запах клея и едких фломастеров щекочет нос.
- Видишь, Пяточок? Ты кем хочешь быть? - фишки разноцветные. За окном стучит мяч. Студентка-Учительница-Геула показывает на три точечки (или их две?) и что-то уже успела сказать. Мы вернулись к Винни-Пуху, кубик катится по коробочке, ученику выпадает сделать шесть шагов и он почти победил, обошел учительницу. Три точки? Или две? как читать? Ну, хорошо, давай попробуем еще раз. Скрип двери. Тягостный привкус во рту, знакомые ощущения очередного провала. Если я буду пинать ножку стола долго-долго, я угадаю правильно, и завтра мне, возможно, будет легче вставать в школу, хотя так и не бывает - думает бедный мальчик (пусть его зовут Нир, скажем). Сколько было точечек тех? Игра закончена? Кажется, учительница Г недовольна, но она старается скрыть от себя и от Нира то, что он знает лучше нее - ему не освоить секрет угадывания. Эти точечки... некоторые дети читают их так, как будто точечки сами разговаривают, так у них складно выходит. Иногда они под буквой, иногда внутри, реже - наверху. Но цветные фишки, наклейки и неизменная шоколадка в награду за участие запомнились лучше всего. В конце года мы с Ниром расстались почти друзьями. Я помню это, но не помню, что мы учили. Кажется, действительно огласовки.* Думаю, он в конце года помнил примерно столько же фактического материала, сколько я сейчас. Винни-Пуха я помню до сих пор, и у Нира, не сомневаюсь, он отложился прекрасно.
Что мешало мне просто сказать: "Нир, сегодня мы учим "И". Скажи "И". Громче! Давай я тоже скажу. Давай я сфотографирую, как ты говоришь. Теперь спой. А вот я говорю - твоя очередь фотографировать. Теперь посмотрим, что я говорю на фотографии? НЕ СЛЫШУ! Ага, молодец. Рисуем точку. Так пишется наш звук. Какой, напомни? Спасибо. Нарисуй сам. Вылепи из пластилина. Вырежи ножницами, нарисуй пальцем на столе. Что ты нарисовал, прочти. Продиктуй мне, я нарисую, напиши мне, я прочту. Вот восемь карточек, три пустые, пять с нашим значком. Что написано? Молодец, прочел, не угадал! Перетасуем... Тут что написано?.." И так несколько уроков, а потом вперед к следующей огласовке.
Чтоб человеку было интересно, ему главное не Вини-пух, даже если тому человеку всего восемь лет. Счастье, это когда тебя понимают, и не меньшее счастье, когда понимаешь ты. Китайский, даже в шелестящем шелке и со свежим запахом туши, это всего лишь мутный мир иероглифов - прикольно, но не запомнится. Будьте же четкими и внятными, не бойтесь повторений, не думайте, что учить целый урок одну букву скучно. Одно только открытие, что процесс учебы может состоять из чего-то, помимо игр в "угадай-ка", уже чрезвычайно увлекательное переживание.
-----------
*огласовки - это значки, которыми в иврите записывают гласные.