Российские, а с их подачи и украинские СМИ распространили «новогоднюю» новость: в Севастополе затонул ракетный катер ВМС Украины! (Начавший эту «информационную эпопею» российский интернет-проект с известной ориентацией «Новый регион» эту фразу - «В Севастополе затонул ракетный катер ВМС Украины» - сделал заголовком). В частности, в Севастополе, в Стрелецкой бухте затонул ракетный катер «Умань», находившийся у причала у западного берега бухты.
Словосочетание «ракетный катер ВМС Украины» означает только одно: катер находился в составе украинского военного флота, иначе его трактовать невозможно. В то же время, даже поверхностный анализ происшествия свидетельствует о том, что оно к Военно-Морским силам Украины не имеет ни малейшего отношения.
В частности, речь идет о входившим в свое время в состав Черноморского флота большом ракетном катере Р-260 проекта 206МР. Если быть более точным, данный ракетный катер находился в составе 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров, базировавшейся в поселке Черноморское в Крыму. При делении ЧФ после развала СССР - а именно, 30 декабря 1995 года - этот катер был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-морских сил Украины, где и был переименован в «Умань».
В ВМС Украины его ожидала недолгая жизнь. Это было более чем понятно, если учесть возраст катера. В частности, базой для проекта послужил большой торпедный катер проекта 206, тактико-техническое задание на который было утверждено в 1955 г, а головной катер был сдан флоту в октябре 1960 г. Серия же ракетных катеров проекта 206МР, созданных на его базе (с двумя пусковыми установками противокорабельных ракет П-15М) строилась, начиная с 1976 года. Таким образом, уже к 1995 году это были боевые единицы, скажем так, не первой свежести.
Заметим, что боевые единицы 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров вообще ожидала незавидная участь. Еще до раздела Черноморского флота ракетные катера Р-59, Р-84 и Р-161 из его состава к 1993 году были списаны на слом. Украине же достались четыре катера проекта 206МР - Р-251, Р-260, Р-262 и Р-265. В ВМС Украины они получили названия «Цюрупинськ», «Умань», «Прилуки» и «Каховка».
Через несколько лет после передачи этих катеров Украине началось их списание на слом (заметим, что, по данным специалистов МО Украины, на сегодняшний день не менее 95% кораблей и судов бывшего ЧФ СССР, доставшихся Украине, требуют капитального ремонта или списания). Первым из состава ВМС был выведен «Цюрупинськ» (U151), списанный на слом в 2002 году. Он был разобран на металл турецкой фирмой в месте базирования.
За ним в 2008 году последовал и нынче затонувший ракетный катер «Умань» (U152), - он был выведен из состава ВМС Украины и продан частной структуре. Т.е. с 2008 года этот катер перестал иметь какое-либо отношение к военному флоту. В начале 2009 года катер был отогнан купившей его на металлолом фирмой к причалу в Стрелецкой бухте, где нынче и затонул. При этом назвать его ракетным катером на данный момент (как и на момент продажи) несколько проблематично: с «Умани» было снято вооружение и оборудование. Речь идет об остове некогда боевой единицы флота, который готовились утилизировать.
Ажиотаж, поднятый российскими СМИ вокруг затопления «Умани», как и «причисление» этого катера к ВМСУ, обескураживает. Создается впечатление, что боевые корабли и судна из состава ВМФ РФ никогда не списываются, и находятся там вечно. Это, конечно же, не так. Только одних атомных подводных лодок в России, начиная с 1993 года, было утилизировано около 200 единиц! И, по данным российского Центра Анализа стратегий и технологий, срочно необходимо утилизировать еще около 15 атомных субмарин. В июле 2010 года в России вспыхнул скандал: работники 30-го судоремонтного завода наотрез отказались утилизировать атомную подводную лодку К-431, у которой в 1985 году взорвался реактор, ввиду опасности работ. А тут такой шум из-за старенького катера - очевидно, потому, что он украинский…
Остается добавить, что у ВМС Украины хватает своих, настоящих проблем. И придумывать для них происшествия, на самом деле не имеющие никакого отношения к украинскому военному флоту, едва ли стоит. Хотя от таких «проектов», как «Новый регион», с известным заказчиком его «новостей» и содержателем, иного, пожалуй, не дождешься.
Источник:
http://flot2017.com/show/news/34056 post scriptum
Российский адмирал заявил о гибели Военно-морского флота.
11 декабря 2010
Положение ВМФ России является критическим. Об этом на круглом столе в Москве заявил Валентин Селиванов, адмирал, в 90-е годы - начальник Главного штаба ВМФ.
«В Военно-Морском Флоте списано до 80-85 процентов надводных кораблей, подводных лодок, боевых самолетов. Построить собираются только один надводный корабль и одну дизельную подводную лодку. На флотах осталось по 30-35 кораблей, катеров и подводных лодок. Большинство из них - катера. Подумайте только: 251 атомную подводную лодку построил Советский Союз. В год сдавали флоту по 10-11 субмарин. Сейчас же на Северном и Тихоокеанском флотах - единицы атомных подводных лодок, а дизельных на Северном флоте в постоянной готовности только две, на Балтике и Черноморском флоте - по одной», - сказал он.
«Ударной авиации в ВМФ нет вообще, а ведь было четыре морские авианосные авиадивизии. Всего на флоте в готовности 129 летательных аппаратов. Это в основном военно-транспортная авиация для обслуживания командного состава и несколько десятков противолодочных вертолетов. Нынешние силы не позволяют спланировать и провести хотя бы одну из тех пяти операций, которую должен проводить каждый флот: ни операцию по разгрому врага, ни поиск и уничтожение, ни нарушение коммуникаций противника, ни защиту своих, ни высадку оперативного состава. Вот такое изменение качества произошло», - подчеркнул адмирал.
По его словам, страны НАТО успели обогнать российский флот в техническом оснащении.
«У них - чудо! Вы не представляете! Это атомный авианосец на электродвижении. У нас же атомные на паросиловом. Мы все знаем, что такое паровые катапульты для взлёта с палубы. А у них эти катапульты уже электромагнитные», - отметил Селиванов.