Ольга Балла
ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛА
Массовый человек как игралище информационных пространств
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №8 от 06 марта 2002 года
http://offline.computerra.ru/2002/433/16467/ «То, что мы чувствуем, всегда реально».
Л. Выготский
«Виртуальная реальность, в отличие от религиозной,
пытается приблизиться не к Богу, а к Его возможностям».
Д. Репкин
«По своей природе любой политик - это просто телепередача»
В. Пелевин
Новая власть
Говорят, печатное слово утрачивает власть над умами. Так стремительно, что почти уже её и утратило. Вот недавно, например, портал "GazetaSNG.ru" и Фонд изучения новых независимых государств проводили исследование: выявляли наиболее авторитетные силы в постсоветском информационном пространстве. Опросили 3654 респондентов из 12 стран СНГ, из них 67 - эксперты, которые специально занимаются этими проблемами. (
http://www.elvisti.com/2001/07/19/media.shtml). Лидирующие позиции, разумеется, оказались у телевизионщиков. Но рядом с этим, было объявлено, стремительно набирает вес и авторитет новая сила: так называемые современные гуманитарные и информационные технологии - консалтинговые и пиар-структуры. Есть все основания ожидать, что вскоре эти новые властители смысловых пространств возьмут потребителя в оборот так радикально, как их предшественникам - с чем бы те ни оперировали: со словом, с картинками, со звуком… - и не снилось. Уже берут.
Вот беда: ну никак не могут обойтись «умы» без власти над собой, - а эпохи «свободы» это, как выяснилось, касается особенно. Под новые потребности и стала немедленно создаваться новая власть. От своей «печатной» предшественницы она унаследовала работу со смыслами («информацией») как свою главную задачу. Старая власть держалась мифологемой авторитета. Но авторитеты нынче не в чести. Постмодерн на дворе, нечувствителен человек к авторитетам, он им не верит, он им себя не отдаст, ему подавай другие формы доминирования. Новая держится мифологемой свободы: как всякая мифологема, эта тоже переживается всеми уровнями человеческого существа. Ну в самом деле: каждый может участвовать, влиять, выбирать - да ещё простым нажиманием кнопок и кликаньем (интерактивность!)…
Обратите, кстати, внимание на словечко «гуманитарный» в названии новой власти. С человеком, с человеком намерены работать. С максимальным учётом его форм, особенностей, потребностей… Печатная «смысловая власть» имела в виду как источник воздействия только ум человека, ну разве что ещё его чувства и воображение. Эта же претендует на то, чтобы культивировать человека в целом (она - решительная сторонница комплексного подхода). Она не просто со всех сторон и на каждом шагу учит человека, каким он должен быть, чего он должен хотеть и т.п.: она его делает таким, чтобы он всё это делал и хотел. Чтобы он думал, что сам это делает и хочет - и никто ему не указ!…
Они претендуют также воздействовать ни больше ни меньше как на всё человечество в целом. «Глобализация», заявленная как ближайшая перспектива развития, без технологий этого рода просто немыслима. Она осуществима исключительно при том условии, что по всей планете через все умы будут циркулировать одни и те же (хоть и в бесконечном количестве поданные) смыслы. Главное - всё это технически обеспечить.
Само количество потребителей информации, хотя бы потенциальных, благодаря новейшим технологиям многократно возрастает. Способы же её подачи максимально приближается к человеческому восприятию: границу между «информацией» и «реальностью» проводить всё труднее, и она-де потихоньку и стирается.
«Информацию» новые технологии возвели на такой пьедестал, что прежним движущим силам социального развития даже и завидовать нечего. Знало ли, например, индустриальное общество при самом своём зарождении, а тем более - до него, что оно - индустриальное? А информационное вот знает. И не только знает, но и само себя проектирует и пропагандирует. Могли ли помыслить механические прялки или хоть даже доменные печи, что они проникнут во все сферы жизни современного им социума? А информация только об этом и думает и на меньшее не согласна. («Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации и тем самым объединения интеллектуальных способностей и духовных сил человечества», - именно так определяет официальный сайт Института развития информационного общества (
http://www.iis.ru/glossary/) информационную революцию - «метафору, выражающую в последней четверти ХХ века революционное воздействие информационно-коммуникационных технологий на все сферы жизни общества»).
Происходит всё неправдоподобно быстро. Радио в своё время понадобилось 38 лет, чтобы охватить 50 миллионов человек, телевидению - 13. Интернет обрёл такое же количество пользователей за четыре года. Сейчас и представить себе трудно, что в 1993 году в нём было всего 50 страниц: сегодня их более 50 миллионов, и это количество постоянно растёт, так что сведения точно уже устарели. В 1998 году к Интернету было подключено «всего лишь» 143 миллиона человек. К 2001 году их стало 700 миллионов.
Это новейшие технологии превратили информацию в экономическую силу в самом что ни на есть прямом смысле. Давно уже никого не поражают утверждения типа, например, того, что американский доллар силён прежде всего своим статусом в сознании людей в самых разных регионах мира, и лишь вследствие этого - экономически (М. Делягин) - а статус этот создали ему, разумеется, информационные технологии: «Голливуд и CNN». Это они устроили так, что информацией (или «услугами» по её предоставлению!) стало возможным торговать, да ещё в каких масштабах. Это они породили новый тип войн: «информационные войны», которые ведутся исключительно на пространствах сознания и сопровождаются его же покорением и разрушением.
«Если всю свою историю, - пишет тот же М. Делягин, - человечество занималось тем, что изменяло мертвую природу, а бизнес заключался в преобразовании неодушевленных предметов, то теперь самым рентабельным видом бизнеса стало изменение человеческого сознания». И наиболее ярким примером он называет как раз пиар-технологии - которые «приспосабливают вас и ваше сознание под имеющийся товар» (
http://www.bmatch.ru/r&ger_16-19.html). И даже, добавим, под ещё не существующий, а только имеющий возникнуть. Они устроят так, что вы всем вашим сознанием и подсознанием будете страстно ожидать этот товар, а то и делать его собственными руками. В качестве «товара» здесь могут мыслиться вещи самые разные. Включая, например, и само «информационное общество».
Причём ведь что характерно: эти технологии - казалось бы, плоть и кровь Постмодерна - воздействуют на человека посредством самых что ни на есть традиционных рычагов - коренных ценностей европейского Модерна: творчества, познания, свободы. И индивидуальности.
Машины реальности и машины желаний:
Политика и реклама - дизайн бытия
Уже давно известно и принято едва ли не как должное, что в процессе и результате выборов сменяются не столько избираемые чиновники, сколько имидж власть имущих; что «апелляции к общественному мнению вытесняются манипуляциями экспертов с рейтингами», что партии, которые когда-то мыслились «как представители классовых, этнических, региональных интересов», «превратились в "марки" - эмблемы и рекламные слоганы, традиционно привлекающие электорат.» (Д. Иванов в работе с показательным названием «Виртуализация общества» (
http://ncdo.levsha.ru/Pub/023D.htm). «Имидж» как бы отделился от человека-носителя, а выделка и тиражирование его (разумеется, с помощью электронных средств) превратилась в особую профессию: тот самый пиар, исходное название которого «Public Relations» в нынешних условиях звучит скорее эвфемистически. Идеологии здесь давно ни при чём. Уже ясно, что электорат можно направлять в нужное русло с помощью других инструментов, куда более эффективных.
Меж тем информационные технологии как раз претендуют быть самим воплощением демократических идеалов: свободного выбора и возможности решительно для каждого влиять на происходящее в социуме и государстве на всех уровнях. Вот, например, лидер большой страны может вести в онлайновом режиме диалог со своими гражданами. И каждый может спросить о чём угодно, и его вопрос моментально попадёт на бегущую строку монитора президентского компьютера. (Путин проводил такую Интернет-конференцию, если помните, в прошлом году -
http://vremya.ru/2001/40/3/9780.html). Лидер ответит тебе, кто бы ты ни был, хоть дворник… И всё это, в видеотрансляции, с текстовой расшифровкой, отправится сию минуту на сайты организаторов конференции, где станет обозримым для невообразимого количества человек: вот она, всемирная известность!…Уж не говоря о том, что каждый может ощутить себя причастным к судьбам Государства (а Лидера, в свою очередь, почувствоватьродным и близким…)- совершенно, правда, независимо от того, как в этом Государстве на самом деле принимаются решения… Не головокружительно ли?… (Правда, из тех 10 с лишним тысяч вопросов, которые воодушевлённые граждане прислали своему Лидеру, он ответил всего на «полтора-два десятка» из них. На те, что показались ему «наиболее характерными и интересными…»
А ведь специалисты по выборным информационным технологиям уже высказывались о том, что предвыборную борьбу вполне возможно перенести и целиком в виртуальную плоскость. Например, издавать с помощью компьютера газету и печатать там любой компромат. Можно даже изобразить, что такая газета выходит, например, на Западе. И выйдет куда дешевле, чем организовывать реальные публикации в каких-то изданиях, тем паче зарубежных. Можно выпустить несколько экземпляров газеты с нужной статьей, а потом на нее ссылаться. Можно сделать фотографию, на которой, например, твой соперник участвует в фашистской демонстрации или обнимается с Бен Ладеном. Потом - может быть - разоблачат, но ведь западёт же что-то в сердце избирателя…
А вот пару лет назад в Лас-Вегасе проходила выставка, посвященной новейшим телевизионным технологиям. (
http://www.ancentr.ru/doklads/archive/pr02.htm ) Её хитом стали так называемые виртуальные студии. Основы техники стары: ещё в пору советской программы «Время» за спиной дикторов в студии подставляли любой фон - карту с погодой или комбайны, убирающие урожай. А новые технологии помогают создать на экране целый павильон, населить его любыми персонажами и вести с ними диалог. На выставке в Лас-Вегасе посетителям показывали, как телеведущий общался с несколькими гостями, а на самом деле человек в студии был только один. Все остальные участники были виртуальны. Но ведь об их виртуальности зрителям можно и не сообщать.
А реклама?… Этот жанр переживает в эпоху информационных технологий расцвет воистину невиданный. Есть все основания думать, что она прямо у нас на глазах превратится в самостоятельное, едва ли не самоценное искусство. Во-первых, просто обвальным образом растёт само количество аппаратных и программных средств, применяемых в рекламных технологиях. Во-вторых - изобретаются всё более изощрённые формы проникновения в сознание потребителя: рекламу новейшего поколения не только уже не выключишь, - её, может быть, и выключать-то не захочется - напротив, захочется переживать её снова и снова, а то и ещё хлеще: можно её переживать, однако же не замечать этого. И проглатывать то, что она тебе впаривает, даже не испрашивая на это твоего согласия.
Вот, например, возникла виртуальная реклама - совершенно новая технология на стыке компьютерной техники и телевидения (
http://www.bassystem.ru/vir_adv.htm). Между прочим, её уже видели миллионы зрителей во время трансляций чемпионата мира по футболу из Франции в 1998 году, - а ведь они об этом и не догадывались. Лишь на экранах телевизоров можно было видеть галльского символического петуха, прекрасную розу на поле… С помощью этой технологии можно в режиме реального времени вставлять в телевизионную картинку любые трехмерные объекты. Реалистичность невероятная. На телеэкране всё выглядит абсолютно, как настоящее. Когда присутствие таких объектов имитировалось во время того же чемпионата во Франции, специальные датчики отслеживали малейшие изменения в положении камеры, которая транслировала изображение, и объекты, при перемещении камеры, оставались для зрителя такими же неподвижными, как и настоящие. Люди и предметы отбрасывали на них тени. Рассказывая об этом, создатели технологии с гордостью сообщили, что отныне компьютерные художники смогут создавать совершенно новые трехмерные эффекты: бутылка лимонада поднимется прямо из центрального круга поля, на анимированных рекламных щитах логотип одного спонсора изящно и эстетично сменится рекламой другого; можно будет раскрасить дно бассейна, написав на нем имена участников заплыва или вообще всё, что угодно - единственное ограничение тут - фантазия и творческие возможности «электронных творцов». Система полностью цифровая; алгоритм обработки использовал наипоследнейшие к тому времени достижения виртуальной технологии, включая дистанционно управляемые головки Radomec с обратной связью, компьютеры Octane компании Silicon Graphics и прочие разработки ведущих фирм в области компьютерной и видео техники.
Или вот, например, есть уже идеи по использованию в рекламе таких продвинутых разработок, как виртуальная сфера, устройство для погружения в виртуальную реальность - причём еще и физически. (Замечательную вещь этого рода сконструировали братья Латыповы -
http://www.aha.ru/~latypov/press7.htm) Человек надевает виртуальный шлем и заходит в сферу диаметром 2,5 м, которая способна вращаться вокруг своего центра. Внутри сферы можно произвольно менять направление движения. На экранах шлема компьютер воссоздаст для человека изменяющееся виртуальное пространство. Человек сможет буквально ходить собственными ногами по любому пространству, взаимодействовать с любыми объектами. Ещё дальше того идёт виртуальный костюм, который отслеживает движения всех частей тела своего «носителя» в пространстве и в режиме реального времени повторяет их на мониторе. В России студий с такими системами пока единицы, но, надо думать, будет увеличиваться. Уже разработана отечественная система этого рода - и проще и дешевле западных аналогов. Так вот все эти разработки просто сам Бог велел использовать в рекламе: ну представьте, покупатель сможет не только увидеть вожделенный товар, но и пощупать его, понюхать, попробовать на вкус… Впечатления - не чета зрительным. Проблема виртуальной передачи запаха и вкуса, правда, пока не решена, но смею вас заверить, у технологий этого рода - такая скорость развития, что ситуация меняется не по дням, а по часам, и как знать, может быть, в эту самую минуту где-то уже наливается первый экспериментальный стакан виртуальной Пепси-колы.
Виртуальные сферы просто напрашиваются для устройства рекламы в многолюдных местах. На поверхности такой сферы (почти 20 м2) можно разместить Бог знает сколько рекламного материала с использованием особых визуальных эффектов. Пользователь передвигается себе внутри сферы - следуя сюжету «игры», а реклама - за ним, и движения её непредсказуемы. Деться будет просто некуда. Между прочим, виртуальная сфера уже использовалась: на концерте Анжелики Варум в концертном зале "Россия" (см. там же).
А как же не размещать рекламу в виртуальном пространстве?! На стенах зданий в виртуальных мирах, в виде населяющих их персонажей и объектов... Например, в популярных компьютерных играх. Движется, скажем, игрок по пейзажу несуществующей планеты, а тут ему на склонах кратера - бац! - реклама пылесоса. Пользователя-потребителя можно погружать в специально созданные виртуальные магазины и демонстрационные залы. Тот будет по ним прогуливаться и впитывать в себя всё, что ему там изобразят. И, право, это всё - не ёрничанье злонравного автора этих строк: такое действительно обдумывается и делается. Трёхмерные игры уже вовсю создаются, в том числе и у нас, и на очень неплохом уровне. Отчего не быть трёхмерной рекламе?
А есть ещё так называемая «интернет-викторина»: интерактивный конкурс для удаленных пользователей, тоже в режиме реального времени. Она способна привлекать на заданные Веб-страницы множество активных пользователей. Сами приходить будут, сами. Вы им только призы пообещайте.
Политика и реклама в эпоху Технологий обнаружили своё сходство и родство, как никогда. Они даже срастаются. (Недаром в последние несколько лет «наметилась устойчивая тенденция перехода мастеров коммерческой рекламы в сектор рекламы политической, а также скрытой пропаганды» -
http://www.ancentr.ru/doklads/archive/pr02.htm). В первой из них человек конструируется как участник или материал исторического процесса; во второй - как потребитель, но в обоих случаях он конструируется, причём на уровне не поведения его (ведь «недемократичное» внешнее принуждение, как неэффективное, отошло в прошлое!…) - но мотивов: внутренних, субъективных, личных и свободных предпочтений.
На основе этих вполне, казалось бы, частных вещей можно вырастить вещи ещё какие глобальные. Вот, например, в Интернете существует сайт www.rcom.ru/mythodds , который совершенно всерьёз (пусть не вводит в заблуждение некоторая интеллектуальная рисовка его организаторов) предлагает услуги по «новому виду проектной деятельности»: «мифодизайну», он же «творческий маркетинг». То есть: создание на заказ, на любую, по определению, тему того, что авторы идеи называют «мифами», а имеют в виду - ореол представлений, окружающих вещи, явления, людей в массовом восприятии и определяющих их культурных статус, а таким образом - главным, то есть, образом - и более-менее массовые действия, которые с этими вещами связаны.
Ближайший предшественник и родственник такой деятельности - реклама. Но «мифодизайн» идёт дальше. Он, по словам его собственных создателей, «открывает и эксплуатирует скрытые, неявные мотивы, о которых потребители даже не задумываются, но на возможность удовлетворения которых они «с радостью откликаются» (как пишет отец-основатель «мифодизайна» А. Ульяновский). «Мифодизайнеры» берутся работать с человеком на уровне его собственных ценностей. Ухватившись «за какое-то известное публике» - вполне реальное - «важное свойство объекта» - можно, считают они, сконструировать вокруг него «миф».
Затея тем более интересная, что очень показательная. Не так уж в данном случае важно, каких реальных результатов добьются «мифодизайнеры» - важно, что такой проект вообще заявлен. А ещё того важнее, что он заявлен, между прочим, и как предмет, входящий в институтскую программу (
http://odn.edunet.ru/MD/md26_3.htm ). Значит - полноценная культурная деятельность, потребностям отвечает.
Машины свободы: Компьютерные игры
При тотальном охвате человека Глобальным Моделированием Всего человек, теснимый Политикой и Рекламой, оказался вынужден изыскивать себе новые области, возможности, формы свободы. И он стал уходить от власти Технологий средствами их же самих: создавать собственные миры в компьютерных играх. На конструирование реальности можно ответить только новым её конструированием - по другим принципам. Противостояние идеологий сменяется противостоянием реальностей (а что «искусственного происхождения» - так ли важно? Пока ты в ней живёшь, она для тебя настоящая…). Игры - пик «конструирующих» тенденций, процесс в чистом виде. Они как будто делают то же самое, что Политика и Реклама, только освобождают это от «утилитарных» целей. По крайней мере, люди склонны так чувствовать.
Как якобы выразился редактор некоего журнала, посвященного компьютерным играм, "Мир, в котором ты можешь все - это не просто девиз нескольких последних лет, это уже мировоззрение!" (
http://www.zhizn.orthodoxy.ru/material/mat167.htm ).
Один исследователь особенностей психики программистов-маньяков (Дж. Вейценбаум) отмечал, что в программировании их влечёт возможность создавать в компьютере собственный мир, целиком подвластный своему создателю. В ослабленном виде те же демиургические радости достаются и простым игрокам. Не менее привлекательно и то, что благодаря играм ты можешь прожить любое количество любых чужих жизней - в подробностях и повседневных действиях. Можешь быть Блэйком Хантером - чемпионом мира по восточным единоборствам и заодно агентом Оборонных Сил Земли. Можешь прожить жизнь шофёра-дальнобойщика, Билла Гейтса, боксёра, бармена, бога, волка в стае, химерического существа с вымышленной планеты… Существует полноценный игровой жанр: «Симулятор жизни».
Совершенно неудивительно, что Игры стали образующим фактором молодёжной субкультуры - совершенно подобно тому, как поколением раньше - рок-музыка или движение хиппи. Молодёжная субкультура во все времена возникает как противостояние заданной реальности взрослых, как более или менее агрессивный спор с ней; она образуется как зона свободы. А нынешняя молодёжь ухитряется, оказывается, превращать в основу для противостояния взрослым такую «взрослую» вещь, как идеологию «высоких технологий» и новейшие занятия на их основе.
Разумеется, эта область свободы, едва осознавшись как таковая, была немедленно поставлена на поток - и превратилась в очередное средство выделки массового человека. Успела образоваться мощная игровая индустрия, создающая всё более совершенные игрушки, - включая и такие, в которые одновременно могут играть несколько десятков и даже сотен пользователей. Лицо земли покрыла густая сеть компьютерных игровых залов и клубов. Не осталось без внимания к этой сфере и государство. Вот компьютерные игры уже и олимпийским видом спорта признали (/lenta/lifestyle/2001,07,27,0.html?show_news=9357&PHPSESSID=1c68f9fb8a1d2bd60a355b2fd77f3730) - между прочим, Россия стала первой страной, где это случилось. То есть, они стали вполне официальной деятельностью - которую, значит, можно и должно официально контролировать. И можно себе представить, как заинтересованы в контроле над этой культурной областью производители «железа» и программного обеспечения: уж они постараются, чтобы покупатель раз в год, в лучшем случае - в два года оказывался перед необходимостью менять компьютер и устанавливать новое программное обеспечение. И ведь меняют, хотя и ропщут, хотя и мощностей процессоров, и объемов жестких дисков и оперативной памяти большинству хватило бы до скончания дней. Но ведь виртуальная реальность нуждается в непрерывном совершенствовании… Политика и Реклама благополучно проникли в Игры - и сделали их частью собственной Игры.
Глобальный Регулятор
Вообще неспроста именно «технологии» стали в последнее время источником метафор для описания человеческой деятельности (причём на людей же и направленной!), породив бесчисленные устойчивые, словосочетания типа «политические технологии», «технологии власти», технологии «имиджевые» и «избирательные», «технологии продаж»... С помощью информационных технологий продолжилась и усилилась давняя, по меньшей мере со времён Ламетри, склонность европейского (собственно, евроамериканского) человека к тому, чтобы рассматривать как машину самого себя. Не показательно ли, что к таким метафорам человек тянется именно в эпоху «свободы»?
Информационные и компьютерные технологии во главе с Интернетом, как, может быть, ничто другое - и по сей день, хотя из статуса открытия и шока уже давно и активно переходят в статус рутины - дают основания для прямо противоположных друг другу ожиданий. С одной стороны, в них видят бесспорный залог того, что «никто и никогда не будет управлять нашими мозгами», с другой - они же проклинаются как инструмент тотальной манипуляции. А правы-то носители обеих точек зрения.
«Мозгами» человека, свободного по существу, по внутренним установкам, не очень-то можно было управлять и в печатную эпоху. А теми, кто склонен быть объектом манипуляции, манипулировали ещё и до изобретения письменности. Свобода человека где была, там и осталась: внутри него самого. Разумеется, новейшие технологии помогут растиражировать любую выдумку, и чем чаще её станут повторять, тем быстрее «все» свыкнутся с ней как с реальностью. Но ведь от каждого человека зависит, примет он эту химеру в качестве собственной внутренней реальности или нет.
Информационные технологии выводят на поверхность и доводят до предела не только тот, вообще-то давно и хорошо известный, факт, что в человеке первична смысловая сфера, что он - существо смысловое, символическое и символизирующее. Они выявили и некоторые далеко идущие следствия из этого факта: а именно то, что человек - существо, вовсе не стремящееся к реальности и в некотором смысле даже противоположное ей. Вся его культура со всей его цивилизацией - результат упорного, последовательного нежелания мириться с так называемой «реальностью». Он - существо выдумывающее, конструирующее, его смыслы располагаются главным образом в области невозможного. Место обитания человека - если и не само невозможное, то уж во всяком случае зона напряжения между возможным и невозможным. Во всяком случае, одного возможного человеку всегда будет мало. Как только он этим удовлетворится, так человеком быть сразу же и перестанет.
Именно эта его особенность породила информационные технологии с их всепрониканием и размыванием (якобы) границ; и именно на этой особенности «играют» они, становясь инструментом манипулирования. Они обещают невозможное, недостижимое, несуществующее, наделяя его статусом реальности. Они создают его почти во плоти.
Один автор (Д. Волков) ещё почти 5 лет назад писал, что, возможно, именно «информационные технологии сегодня взяли на себя роль глобального регулятора», подобную той, что до сих пор играли разного рода «катаклизмы, эпидемии или мировые войны» (
http://web.osp.ru/cw/1997/27/67_print.htm ). С «регуляторами» этих порядков «человечество худо-бедно научилось справляться». Разумеется, оно не могло тут же не создать себе новый: новую стихию, новую силу, которая живёт по своим законам, которую человек (даром что сам её создал) способен контролировать лишь в очень ограниченной степени.
Но с другой стороны: как раз тогда, когда всё это писалось (в середине 1997-го) в мире без компьютеров обходились аж 98 % населения. Стала ли эта цифра с тех пор существенно меньше?…
То есть что приходит на ум: и надежды, и страхи в связи с Технологиями, и далеко идущие, связанные с ними планы - не частные ли случаи старого, как евроамериканская культура, привычного для этой культуры самообольщения и склонности её казаться себе целым миром?
Приходит на ум и то, что сама общественная значимость Технологий, вкупе с их высоким культурным статусом - во многом конструкт, раздута, подогрета. Она совершенно намеренно создаётся евроамериканскими средствами массовой информации, то есть - через них теми, кто в этом заинтересован. Вот «Washington Post», например, помещает компьютерные новости аж на первой полосе, а в «Business Week» информационным технологиям посвящён специальный регулярный раздел. Русские издания в этом отношении отстают, но, учитывая общую прозападную ориентацию нашей сегодняшней культуры, нет сомнений, что мы движемся в том же направлении. Я уж не говорю об обилии «сетевой» информации на эту тему. Так создаётся образ Технологий в массовом сознании. В этом смысле можно сказать, что они как властвующая над умами сила создают и культивируют сами себя, они - свой собственный конструкт. Они сами - Великий Миф (в Ролан-Бартовском смысле) массового сознания, выдумка, дорастившая себя до уровня реальности.
Вместе с ними, чтобы оправдывать и поддерживать их существование, создаются, культивируются и соответствующие потребности потребителя. Например, во всё новых и новых моделях компьютеров. Или в неограниченных якобы объёмах информации, которую с их помощью можно получить и переработать. При этом как-то забывается, что в человека всё равно «влезет» столько информации, сколько он способен в себя вместить, а обрабатывать и понимать её всё равно придётся собственными мозгами, в противном случае она останется чем-то внешним и мёртвым. И все границы, которые Интернет якобы «упраздняет», всё равно проходят внутри нас самих.
Информационные Технологии со своей Виртуальной Реальностью - не мыльный ли пузырь с роскошной, радужной, играющей всеми цветами оболочкой?… Она так ярка, что не сразу и вспомнишь, какая она тонкая. А ведь достаточно отключиться электричеству, и… пузыря как не бывало. Вот тогда-то и обнаружится, что под всеми этими радужными оболочками - всё тот же человек в своей зябко-голой, вечно уязвимой сущности. Ему холодно без оболочек, ему темно без них - вот он их всё время и наращивает. А Технологии со всей виртуозностью своей виртуальности - лишь одна из бесчисленных (и неотделимых от него, прямо следующих из его природы) игр, в которые он играет сам с собой.