Проект без проекта

Nov 26, 2006 22:30

Проект без проекта
Беззащитность интеллектуала в Интернете и на бумаге

(Опубликовано под редакционным заглавием "Подслушивать и подглядывать").

Ольга Балла

Александр Маркин. Дневник. 2002-2006. - Тверь: KOLONNA Publications, Митин Журнал, 2006. - 392 с.

"НГ-Ex libris" (Книжное приложение к Независимой Газете). - 07.12.2006. = http://exlibris.ng.ru/bios/2006-12-07/10_bezzashitnost.html

Первым моим чувством от этой книги был, что называется, «когнитивный диссонанс».

Маркин - интеллектуал, знаток немецкой литературы, подолгу работающий в Германии и Швейцарии. Книга - по идее, первая, по крайней мере в России, публикация Живого Журнала на бумаге - записи, которые он вел (и продолжает) в ЖЖ под ником untergeher.

Публичный дневник, разговор с собой напоказ. Вещь столь же, вроде бы, оксюморонная, сколь стремительно укореняющаяся на отечественной-русскоязычной почве.

Не очень понятно, какой смысл издавать такой текст в виде книги. Ведь так нарушается едва ли не основной, жанрообразующий «живожурнальный» замысел: исчезает возможность отвечать на каждую запись и обсуждать с написавшим все с нею связанное или даже вовсе не связанное. Смысл ЖЖ, кажется, именно в силу его потенциальной «диалогичности» - прежде всего взаимно провоцирующий. Мысль подталкивается с двух сторон - авторской и читательской, живет в поле напряжений. Дело здесь, наверно, не в искренности, не в правде, при всей несомненной их ценности: в этом смысле неважно, «придумано» ли то, о чем пишется, или «все взаправду так и было». Важно, чтобы написанное получало рискованную возможность отражать удары с непредсказуемых сторон, отвечать на непредвиденные вызовы развития. ЖЖ-мысль, ЖЖ-позиция, ЖЖ-чувство - приниципиально уязвимые, открытые, незавершимые, в каждый момент способные оказаться обреченными на поражение. Издать ЖЖ-текст на бумаге - значит «остановить» его, оставить от него лишь одну часть, может, даже не главную. Но что сделано, то сделано.

Удивительно не это. Во всей книге нет ничего связанного с «интеллектуальским» жизненным проектом или хотя бы с соответствующей позицией. Или почти ничего.

То есть, да: нельзя не видеть, что это пишет носитель сложных, интенсивных, изысканных знаний, что эти знания не могут не сказываться на выделке текста, на объеме привлекаемых ассоциаций. Маркин даже пишет иной раз на других языках, причем переводом для несведущих не утруждает себя ни он сам, ни издатели: по-немецки, по-английски,… - пусть читателю, не знающему Мировых Языков, будет стыдно. Беда в другом. Вся эта сложность и насыщенность, к моему (может быть, лишь к моему) изумлению, никак не защищает автора-героя. Не дает ему, пожалуй, главного: чувства осмысленности собственной жизни.

Основная нота, основная тема книги… - нет, не сексуальный голод, как легко подумать, хотя об этом - на каждой странице, и фраза, на которой обрывается текст - тоже об этом. Нет, главное - неприкаянность и беззащитность, экзистенциальный неуют - предмет не столько рефлексии, сколько прямого переживания. Для этого даже не нужна никакая художественная обработка.

Вернее: позиция тут есть - но принципиально «антиинтеллектуальская». Маркин намеренно не идет в глубину, не доискивается «сути вещей» - не пытается, что, вероятно, то же, как-то ее конструировать. «Мне отчего-то кажется, - признается он, - что быть поверхностным честнее, чем быть глубоким.» Он будто бы всего лишь «одержим подглядыванием и подслушиванием» - не забывая, однако, при этом добавить: «надеюсь, это не болезнь, а состояние современной культуры».

Он, похоже, отказывается от всех преимуществ интеллектуала. Даже превращает свой «интеллектуализм» (сознательно или нет - какая разница?) в источник своей уязвимости и одиночества. Второй их источник - (давно уже не табуированная) гомосексуальность, и этих двух источников хватает, чтобы человек с завидно насыщенной внутренней и нетривиальной внешней жизнью (жизнь в нескольких культурах - пустяки, что-ли?!) предстал обитателем пустоты. Едва ли не маргиналом.

Дневник Маркина - проект человека без проекта: попытка остаться на ветру мира, не защищаясь, кажется, ни одной из идеологических конструкций. Над ним не властны мифы «работы», «любви», «самоформирования», «служения»... Его проект - жить помимо всего этого, на свой страх и риск. Возможно ли?!

ЖЖ, 2006, книги, "НГ-Ex Libris"

Previous post Next post
Up