Еврейская панорама. -
10 (112) ОКТЯБРЬ 2023 =
https://evrejskaja-panorama.de/article.2023-10.v-ih-rukah.html Элиана Адлер. «В их руках»: девичье еврейское образование в Российской империи / Перевод с англ. Александры Глебовской. - СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2023. - 271 с. - (Современная иудаика = Contemporary Jewish Studies); ISBN 979-8-887190-47-1 (Academic Studies Press); ISBN 978-5-907532-40-3 (Библиороссика)
Американский историк Элиана Адлер открывает нам область еврейской истории, почти не освоенную исследовательским вниманием, а уж массовым сознанием тем более. Действительно, как сказал один из главных героев этой книги, Абрам-Яков Брук-Березовский (фигура выдающаяся - и при этом забытая настолько, что его даже всезнающий «Яндекс» не находит! - нигде, кроме как в книге Адлер), «никто не вправе упрекать соплеменников наших в том, что они равнодушны к учению». Но увы: до некоторых пор, как заметил он же, забота об учении «простиралась только на мальчиков; на лиц женского пола не было обращено почти никакого внимания. Правда, в Библии и в Талмуде упомянуто о некоторых ученых женщинах; но они служат исключением из общего правила среди нашего народа. История евреев не указывает ни на одно общинное учебное заведение для женского пола». А произнес он это в 1856 г., в Херсоне, на открытии еврейского девичьего пансиона. Не самого первого (первое современное частное училище для девочек-евреек открыл Шевель Перель в Вильне в 1831 г.) - но и тогда всё это было так ново и нетипично, что имело значение едва ли не революционное.
Теперь Элиана Адлер восстанавливает справедливость, воссоздавая историю еврейских женских школ в России. С 1831 по 1881 г. их существовало более сотни, и тысячи еврейских девочек не просто осваивали там светские и религиозные предметы: эти школы, считает автор, прокладывали путь к школам более позднего времени. Исследуя применявшиеся там учебные программы, биографии учениц и преподавателей, а также вводившиеся в этих школах образовательные инновации, Адлер представляет эти школы как лабораторию по выработке современной образовательной системы.
Ольга Балла-Гертман