Глория мунди. Интервью журналу "Дети Ра"

Oct 03, 2015 01:06

Ольга Балла

«С книгами живется интенсивно и уютно». Беседу вел Владимир Коркунов

http://detira.ru/arhiv/nomer.php?id_pub=13996 ; http://promegalit.ru/public/13807_olga_balla_s_knigami_zhivetsja_intensivno_i_ujutno_besedu_vel_vladimir_korkunov.html

«В культуре все вторично», - говорит критик (по ее определению - журналист) Ольга Балла. Тогда зачем мы погружаемся в эту вторичность, выискиваем крохи смысла, препарируем Слово, пытаемся его объяснить? В нашей беседе мы затронули только некоторые точки соприкосновения человека и культуры, читателя и пишущего, текста и пространства. А заодно узнали об истинной сущности критика.

- Литературная критика - что это сегодня? И кто он, литературный критик - профессиональный читатель, адепт формирования вкуса или официант от литературы?

- Из предложенных формулировок мне больше всего нравится «профессиональный читатель». Его задача, коротко говоря, - особенный род рефлексии. Если литературоведение (еще одна рефлектирующая работа с текстами) - часть науки, то критика - часть самой литературы: это орган ее самоосмысления, зеркало, в которое литература себя рассматривает. Если понимать культуру как Большой Разговор, а я ее примерно так и понимаю, то критика - одна из реплик в таком разговоре: она обсуждает текст как культурное событие, как событие смысла. Пытается понять его место в культурном целом, его возможное значение для читающих здесь-и-сейчас, один из которых - сам критик.

Что такое официант от литературы, я даже не берусь вообразить: зачем ей официанты? Если читателю надо книги подносить, с этим хорошо справляются продавцы книжных магазинов. В возможность «формирования вкуса» посредством критических статей, по крайней мере, в моем собственном случае, мне тоже не слишком верится: мне видится в читателе скорее собеседник, но никак не воспитуемый, кто я такая, чтобы его воспитывать. (Вообще, любая позиция «сверху» вызывает во мне протест, даже если ее предлагается занять мне самой.) По совести сказать, я даже не знаю, что такое «вкус» с его предполагаемой общезначимостью. Более понятно, когда говорят о пристрастиях и о системах ценностей; причем мне видится продуктивной их множественность и взаимодействие.

Строго говоря, если уж речь идет обо мне и о моем самоопределении, я вообще воспринимаю себя не как «критика» (у меня нет филологического образования, наличие которого - профессиональную поставленность оптики - я считаю очень существенным), но как журналиста. Смысловая обработка происходящего, сырья для опыта - неважно, личного или общекультурного - бывает, как известно, двух видов: быстрая и медленная. Журналист - это такой человек, который дает первичную, черновую, «быструю» смысловую обработку случающимся событиям (которыми затем займутся более серьезные, медленные и основательные «обработчики» - ученые: филологи, историки, антропологи…). Я - такой журналист, который работает, по преимуществу, с событиями в мире текстов.

- Вы - автор многих авторитетных литературных «толстяков»: «Нового мира», «Знамени», «Октября», «Дружбы народов», «НЛО» и др. Как известно, сколько монастырей, столько и уставов - что сейчас требуется от автора, кроме, разумеется, извилин, чтобы войти в круг толстожурнальных критиков? Каковы первые шаги?

- Я никогда не стремилась войти в круг толстожурнальных критиков (вообще не предполагала, что когда-нибудь таковым окажусь, совсем к этому не готовилась - а оказалась поздно, уже после сорока лет) и по сей день не думаю, что я в каком-то круге. Писать для каждого этих журналов я стала случайно, просто потому, что меня об этом просили (до тех пор я несколько лет вела полосу «Концепции» в газете «НГ-Ex Libris», - что получилось тоже довольно случайно, - по сию минуту с нежностью и благодарностью вспоминаю об этих временах, они меня многому научили в смысле работы с текстом, умения быстро на него реагировать, укладываться в жестко заданный объем, - и таким образом «неожиданно для себя», как говорит Дмитрий Бавильский, оказалась заметной в качестве человека, пишущего о книжках). Поскольку инициатива ни в едином случае не была моя (кроме разве «Дружбы народов» - туда я предложила интервью, которое не прошло в другом месте, они его, к счастью, приняли, ну и пошло…), мне трудно сказать, что там требуется от автора, - зато, по счастью, я сама редактор, заведую отделом философии и культурологии в журнале «Знание-Сила». И вот тут-то я уже хорошо знаю, что требуется от наших авторов: качественное знание предмета, умение говорить общечеловеческим языком о сложном, критически относиться к стереотипам и вообще видеть вещи нетривиально. И первые шаги очень простые: надо прислать текст в редакцию! Да, стоит добавить, что всегда (в случае «Знание-Силы» тоже) предполагается, что человек разделяет стилистические и мировоззренческие ценности редакции, по крайней мере, не слишком с ними расходится. Понятно, что есть издания, в которых я печататься не буду - и, напротив того, такие, печататься в которых почту за честь (например, присутствие мое в «НЛО» - такая, по моему разумению, честь, до которой еще дорасти надо. Стараюсь расти).

- Как начинается критическая статья для Вас? От шевеления вселенной или ключевых точек разбираемого текста? Или чего-то другого? Как пустота складывается в материю?

- Так и хочется съязвить и сказать, что она начинается с редакционного задания (смайл). А так, конечно, с ключевых точек текста - и с их совпадения (если, по счастью, совпадут) с моими внутренними вопросами. Пустоты, на самом деле, никогда никакой нет, всегда есть некоторая живая материя, - за исключением разве тех удивительных случаев, когда ты вообще не понимаешь, о чем говорится в предлагаемом к размышлению тексте, но тогда нечего за него и браться. Вообще же, если говорить о технике текстообразования, она у меня простая, я ее внутри себя называю «мозговой атакой» или просто «атакой»: на самом начальном этапе записывается просто все, что в связи с обсуждаемым предметом приходит в голову. В процессе этого - уже в процессе записывания - становится видно, какие мысли тут жизнеспособны, как они могут быть развиты и, наконец, в какой порядок все это собрать.

- Приходится ли отбиваться от авторитетного мнения редакторов? Один мой друг - наш общий знакомый - отказался от сотрудничества с журналом из-за крайнего вмешательства в текст: мысли не только должны ровными стежками покрывать бумагу, но и отражать редакторскую позицию. Сталкивались с таким произволом?

- Нет, как ни странно, ни разу. Бывало, что просили так или иначе переделать текст (сократить, что-то добавить и т. д.), но никогда не по существу - не в смысле изменения выраженной там мысли. Наш «знание-сильский» главный редактор иной раз не принимает тексты на основании того, что, по его мнению, они чересчур сложны для нашего предполагаемого читателя. Тогда я их отправляю куда-нибудь еще!

- А вообще: линия издания, вольная или невольная конъюнктура, - благо или зло? Понятно, что, с одной стороны, если читатель согласен с журнальной позицией, он постоянно в зоне комфорта, с другой же…

- Линия издания - скорее неизбежность: поскольку в нем работают живые люди, понятно, что они занимают некоторую позицию в отношении происходящего в социуме и культуре, было бы странно, если бы они этого не делали. Точно так же нет ничего ни удивительного, ни странного в том, что читатель вдруг оказывается с чем-то из этого не согласен. Если с этой позицией принципиально не согласен автор, что ему мешает напечататься в другом месте?

- Бич нашего времени - заказная критика, критика как копирайт; критический текст становится синонимичен продаваемому тексту. Как распознать под словесной вывеской правду - или подобные оценки рассеивают критическую мысль?

- Ну разве что посмотреть в книгу, о которой в критической статье идет речь, - уж наверное станет видно, такова ли она, как ее расписывают. Иных способов я, право, и не знаю. Критическая мысль ведь не всегда оценочна. Она может рассматривать и то, как и почему текст устроен; что за место он занимает в системе культурных связей, - и это устройство, и это место не всякий раз непременно «хорошо» или «плохо».

- Посмотрим на проблему с другого ракурса. Стремиться к совершенству текста, множеству смысловых слоев и глубине аналитики - это все-таки реверс нашего дела. На аверсе - целевая аудитория. Предположим, перед Вами выбор: написать умнейший текст, но в сложной словесной окантовке, или тоже умный, но стилистически сниженный - до уровня рядового (окей, относительно подготовленного) читателя. Так, какую сторону примете?

- Я вообще не вижу смысла противопоставлять друг другу эти две задачи, они обе имеют важный культурный смысл (и, по всей вероятности, осуществимы в разных изданиях - пусть это будут, для примера, в первом случае - «НЛО», во втором - книжная рубрика журнала «Аэроэкспресс»). Мне, конечно, интереснее писать текст первого типа, но понятно же, что тексты второго типа тоже нужны, с носителями «неспециализированного», внелитературного сознания тоже ведь надо разговаривать (и я бы не стала тут говорить о стилистической «сниженности»: разве писать просто значит писать низко?). В идеале стоит написать два разных текста и отправить их в два разных издания, - и таким образом посмотреть на книгу с двух разных сторон. Это, кстати, интересная и продуктивная задача.

- Так почему многие действительно одаренные люди выстраивают словесный барьер перед массовым читателем, которого бы и привлечь на сторону добра - к чтению хороших книг… Защита своего мирка? Или этакий ханжеский снобизм?

- Самым правильным было бы у них и спросить (снова смайл). Страшно не люблю ярлыков типа «снобизм», тем более, сразу уже и «ханжеский» (и слово «мирок» с уничижительным уменьшительным суффиксом я тоже не в силах приветствовать, - отчего бы не полноценный мир?). Будучи по собственному изначальному устройству склонной к сложной речи, любя всяческую цветущую сложность, буйный избыток, я расположена думать, что многие сложноговорящие люди изначально так видят и чувствуют, - это естественная форма их восприятия мира, их персональный идиолект. Почему о хороших книгах надо непременно говорить упрощенно? Не лучше ли говорить о них так, как на самом деле думается? - а уж текст найдет своего читателя. И что-то мне подсказывает, что «массовый читатель» - это сильно огрубляющий конструкт. Нет никакого массового читателя. Есть разные люди.

- Набившая оскомину оппозиция: критики/филологи. Мнений и доказательств преимущества одних над другими - множество. Вставьте свои пять копеек. Так вредит ли филология критике или, наоборот, доводит до кондиции?

- Я совершенно уверена, что филологические знания критику необходимы: они дают понимание природы и истории предмета, о котором ему приходится говорить. Мне сейчас очень не хватает филологического образования, очень тоскую по нему, стараюсь диким образом, запоздало, поспешно его себе начитывать и жестоко завидую тем, у кого оно есть.

- Вот что меня волнует: критика по определению жанр вторичный, поскольку оперирует уже созданным. Вопрос: как из вторичного вырасти первичному, что такого надо заложить в статью, чтобы она зажила отдельной жизнью безотносительно изначального произведения? Или это утопия?

- В культуре все вторично: первичным, не опирающимся на прежде сказанное, было только творящее Слово. Любое словесное движение в культуре - ответ на многие и многие реплики, из которых не все еще и осознаются. Поэтому зачем же критическому тексту отрываться от того, на что он стал ответом? Напротив того, его задача - породить новые ответы и новые вопросы.

- Ваша сверхзадача как критика?

- «Сверхзадача» - слово не из моего лексикона. У меня нет сверхзадач. Я себя воспринимаю как участника общекультурного разговора. Пишучи о книге, я тем самым даю понять написавшему ее человеку, что он услышан, что он был лично для меня важен, а тем, кому предстоит ее прочитать - что здесь есть на что обратить внимание и над чем подумать.

- Ваша страничка в фейсбуке афиширует Вас а) как трудоголика; б) как почитателя сов. Отдельная линия - поиск истинной сущности, в которую, помимо сов, входят ленивцы и другие пушисто-мохнатые физиономии. Истинная сущность - мечта перевоплощения или этакая философская прививка от реальности?

- Я не почитатель сов, я сама сова, а кто, по-Вашему, существо, способное лечь спать в девять утра и радостно проснуться в четыре часа дня? (исключительно из соображений тактичности я не назвал уважаемого собеседника совой, это было бы хамством, хотя, конечно, понимал, что к чему. - В. К. - Уважаемый собеседник взволнованно хлопает крыльями, топорщит перья и ухает: «А кто же я еще-то!» - О. Б.). Что до мохнатых пушистостей, то, каюсь, не усматриваю в этом ничего ни философского, ни, тем паче, противоположного реальности: это и есть сама реальность в ее живейшем, осязаемом, чувственном воплощении. Всякий, хорошо меня знающий, подтвердит, что каждое из этих созданий - в точности я и есть!

- Ваша комната напоминает домик белки, где вместо орехов: книги, книги, книги… Хобби, мания, смысл жизни?

- Ни то, ни другое, ни третье (хотя насчет «мании» я бы, пожалуй, подумала…). Тут есть две стороны - темная и светлая. Во-первых, этот избыток - попытка компенсировать нехватку образования, - невротическая, нелогичная и обреченная, как всякая попытка такого рода. Зато во-вторых, с книгами интенсивно и уютно живется - просто уже благодаря их телесному присутствию в доме.

- И напоследок. Назовите пять книг, которые Вас поразили в последнее время и которые Вы рекомендуете нашим читателям?

- Ну, я буду пристрастна. Я люблю умный нон-фикшн (а еще того более, как это называют Кирилл Кобрин и Андрей Левкин - пост(нон)фикшн: тексты, состоявшиеся по ту сторону разделения на художественное и нехудожественное, но памятующие своей структурой опыт и того, и другого) и книги назову из этого ряда, - людям, имеющим сходные читательские пристрастия, вполне могу их рекомендовать. Притом я бы говорила не столько о том, что эти книги меня поразили, сколько о том, что они вызвали мою сильную симпатию и решительное намерение думать, чувствовать и воображать в заданных ими направлениях. Пять так пять, хотя на самом деле хочется назвать больше, - в точности в том порядке, в каком они приходят мне в голову.

1. Кирилл Кобрин. Modernité в избранных сюжетах: Некоторые случаи частного и общественного сознания XIX-XX веков. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015;
2. Екатерина Марголис. Следы на воде. - Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015;
3. Дмитрий Бавильский. До востребования: Беседы с современными композиторами. Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014;
4. Александр Иличевский. Справа налево. - М. «АСТ»; Редакция Елены Шубиной, 2015. - (Уроки чтения);
5. Сергей Лишаев. Эстетика пространства. - Спб.: «Алетейя», 2015. - (Тела мысли).

- Спасибо за интервью. И - удачи!

Беседу вел Владимир КОРКУНОВ

2015, разнузданное самолюбование, "Дети Ра"

Previous post Next post
Up