Вестник

Jan 29, 2007 03:23

Ольга Балла

Вестник
Андрей Тарковский в смысловом контексте ушедшей эпохи… и после неё

“Знание - сила” - 2003. - № 6http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2205.htmlRead more... )

кино, ИСТОРИЯ ИДЕЙ, Андрей Тарковский, "Знание-Сила", 2003

Leave a comment

gertman December 6 2008, 03:59:28 UTC
Это отрицание того, что у него есть "символы", я тоже взяла где-то у него самого. (Сейчас не вспомнить, где, в "ЗС" не приняты сноски [к сожалению], а дело было давно, - но честное слово, я этого не придумала. Я это читала.) Видимо, он на сей счёт противоречиво высказывался. А может быть, в разные времена своей жизни по-разному чувствовал.

А почему бы не предположить, что эти символически значимые вещи (скажем, тот же терновый венец) живут у него на РАВНЫХ правах со всем остальным, ничуть не менее смыслоносным - хотя бы, наугад беря, (в том же "Сталкере") с водой, с чёрной собакой, с птицами, взлетающими над песком? - ВСЁ полно значений.
(Кстати, в детстве чувствуется именно так. Основное, "фоновое" детское переживание - неясная в своих значениях, но несомненная значительность мира и его деталей. Я это до сих пор хорошо помню. В детстве мир загадочен, страшен и значителен.)

Желание. Детство ЗНАЕТ желание - в том числе и желание своего всесилия, исполнения своих (тавтология, но куда ж деться) ЖЕЛАНИЙ, за которым идут в Зону (взрослый, зрелый человек к своим желаниям - в идеале - более критично и дистанцированно относится. А ребёнка оно себе подчиняет. Его огнь угрюм и тускл.)

Но, думаю, своя правда есть и у тех, для кого центральный персонаж Тарковского - заблудившийся современный человек. Тот, кто так смотрит - так и видит. Это - смыслы, которые важны для них, - их они и прочитывают.

Reply

sotaketh December 8 2008, 01:38:35 UTC
Да, он не только противоречиво высказывался на данную тему в разные годы, но и сам провоцировал (думаю, сознательно) многие интерпретации и толкования.
Тут сложно говорить о какой-то иерархии.. ВСЁ полно значений и смысла, конечно. И иногда сам художник не понимает как именно эти смыслы образуются и проявляются, он просто чувствует, что надо сделать именно так.. Мне кажется, главное, что интересовало АТ - тайна творчества и его законы, отсюда вся "метафизика". И в этом плане "метафизическое кино" не выходит за пределы кинематографа, оно лишь пользуется им как инструментом.
А у Тютчева-то явно не о детских желаниях речь.. эти стихи о противопоставлении любви божественной и разрушающей темной силе страсти. И про высвобождение этой силы..

Reply

gertman December 8 2008, 02:00:28 UTC
У Тютчева - да.

Я же всё-таки думаю, что Т. интересовала не только ртайна творчества, но прежде всего тайна мира. И метафизика как раз отсюда.

Reply

sotaketh December 8 2008, 02:12:28 UTC
Мир это Творение :) и теодицея познается через антроподицею.. если человек становится творцом (со-творцом) - он как раз и познает через это "тайну мира"..

Reply

gertman December 8 2008, 19:25:56 UTC
Да, это, пожалуй, так :-)

Reply

sotaketh December 8 2008, 02:41:11 UTC
/У Тютчева - да./
А у Тарковского? как по-вашему, почему ребенок (Мартышка) читает именно эти стихи, потом двигает стаканы, а заканчивается все "Одой к радости"?.. причем финал фильма - довольно безвыходный..

Reply

gertman December 8 2008, 02:53:07 UTC
Надо подумать.

Reply


Leave a comment

Up