Уже давно стала общей традицией для нашего благочиния исповедь священническая в дни Великого поста. И как всегда, исповедь и Литургия Преждеосвященных Даров были в одном из любимейших храмов - Николо-Преображенском соборе. И снова его незабываемая атмосфера, наполненная духом старины, погружает в воспоминания, относя мысль в годы детские... Собор о многом напоминает. Хоть и пономарил я в другом храме. Вообще, словами передать ощущения вряд ли получится. В этом храме молится по особому! Словно многие подвижники молятся рядом с тобой. Какое-то ощущение, что вот, вместе с нами в алтаре возносит молитву архиепископ Никон (Петин). И я бы не удивился, увидев его явно среди молящихся. В соборе чуть ли не всё напоминает о нём.
Отец Богдан. О нём тоже можно многое сказать. Он и сам словно из того, давно ушедшего времени. Живой хранитель церковной старины. Да, его и самого можно назвать живой достопримечательностью. Хранитель настоящего благочестия! Такой же добрый пастырь и молитвенник каким был владыка Никон. Для многих из нас - пример истинной веры и искреннего пастырского служения.
Да, богослужение в этом соборе всегда согревает душу. А уж соборное - тем более. К слову, нынешние наши архиереи тоже горят любовью к молитве и богослужению. По молитвам уже упомянутого владыки Никона Господь посылает на землю Луганскую таких же искренних архипастырей, молитвенников и подвижников. Невозможно не заметить то молитвенное горение, ту любовь к богослужению, которую Господь даровал митрополиту Пантелеимону. Может, кого-то и смущает его строгость во время службы. Но она говорит лишь об одном. О его искренней любви к благочестию во время богослужения. При этом, строгость всегда растворена искренним добродушием и любовью. Так что молиться вместе с владыкой - всегда радость!
Ах, да. Сейчас друзья скажут, что служили же два архиерея! Так ведь, ни для кого не секрет, что владыку Павла я знаю давно. И уж совместная служба - как на небе побывать! А служба с двумя нашими архипастырями - словно молитва в окружении сонма Ангелов. Я не приукрашиваю и не преувеличиваю.
Конечно, я говорю сейчас лишь о личных впечатлениях, о личном восприятии. А оно, как и должно быть, у всех разное. И вовсе не будет удивительно, ежели кто-то по иному видит, по иному относится.