Грандиозное наводнение в Хабаровске измеряет сторож деревянной линейкой...

Sep 01, 2013 12:39




Интересно, что бы сказали авторы долгосрочных прогнозов на «маловодный год», если бы им возразили: мол, в своем ли вы уме, господа?! Грядет наводнение, невиданное за всю историю наблюдений. Одна лишь Зея (приток Амура) вберет в себя весеннюю избыточную влагу, затяжные летние ливни и выдаст страшный «личный» рекорд - приток под 12 тысяч кубометров воды в секунду. Точно такая же катастрофа охватит буквально все реки, что впадают в Амур. И ученые из Института водных и экологических проблем ДВО РАН назовут такое повсеместное сверхполоводье грандиозным по своей мощности и уникальным по совпадению многих факторов природным явлением.


Или что бы сказали «акулы» прогнозов, когда бы услышали, что эта природная аномалия будет реально грозить не только большому городу Хабаровску, но и самой большой в мире стране, поскольку еще неизвестно, как изменит свое русло Амур, где после катаклизма окажется речной фарватер, и не поставят ли наши гиперактивные соседи-китайцы - очередной раз ребром - пограничный вопрос?

Впрочем, в дни, когда давно объявлена и все никак не закончится общегородская чрезвычайная ситуация, не до политики. И чего уж там, не до претензий к гидрометслужбе. Она и так полужива. Если еще в конце 80-х в России была самая большая в мире сеть наблюдательных гидрологических пунктов и метеостанций общим числом 7332, то к 2000-му эту сеть сократили наполовину. Совершенно непонятно, зачем. Во-первых, в России угроза наводнений никуда с годами не делась и как висела, так и висит над 400 городами и тысячами поселков и деревень. Во-вторых, «мировая практика позволяет утверждать: затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 15 раз меньше затрат на преодоление последствий ЧС и восстановление ущерба». Это - цитата из доклада «Катастрофические наводнения в РФ в начале XXI века: уроки и выводы».
Так, может, мы сделали выводы и, сократив допотопные станции и посты, перевооружились по последнему слову науки и техники, закупили для службы погоды автоматику, компьютеры, развернули космический мониторинг?

- Если бы так, - вздохнула руководитель отдела государственных наблюдений Росгидромета по Хабаровскому краю Ирина Дугина. - До современных подходов нам далеко.
«Мягко сказано», - подумала я про себя и вспомнила поистине незабываемую картинку.
Хабаровск. Берег Амура. Стоянка катеров. Между ними - то ли контейнер, то ли железная будка. Прибита табличка: «Гидрологическая станция. Росгидромет».
Разговорчивый сторож Александр Михайлович выдал «гостайну». До последнего времени гидрологи Росгидромета трудились в деревянном доме 1938 года постройки - удобства на улице, отопление печное, рукомойник. В домике не переводились журналисты, в том числе иностранные - где, в какой еще гидрометслужбе найдешь такую «экзотику»? Но Амур так поднялся, что дом, служивший верой и правдой 75 долгих лет, бесславно утоп.

Что делать? Выручил Алексеич, местный предприниматель. Будка-то лично его. Можно сказать, от сердца собственность оторвал, потому что еще совсем недавно контейнер был частью скромного бизнеса и использовался как банька. А теперь в этой будке сидит федеральная служба. Вернее, ее рядовые сотрудники с зарплатой 8 тыс. руб.
Сторож бредет к воде, снимает показания с большой деревянной линейки, прибитой к утопающему столбу. Возвращается и фиксирует в замызганной тетрадке очередные аномальные сантиметры Амура. Диктует по телефону информацию начальству. То, в свою очередь, отправляет данные по «горизонтали» и «вертикали». И страна благодаря бывшей баньке щедрого Алексеича, что ни день, следит за потопом в его динамике.

Previous post Next post
Up