Масленица 2012. Часть 1

Mar 02, 2012 00:42



Так как никакой достойной альтернативы у сто лет назад устаревшего ЖЖ так и не случилось, а потребность иногда написать чуть больше, чем 140 символов временами посещает, решил возвращаться сюда  - хотя бы изредка.

Пару недель назад мы решили во что бы то ни стало не профукать очередную Масленицу и, не ограничившись традиционными "блинами на скорую руку", отправиться куда-нибуть подальше от Москвы да поближе "к народу", дабы слиться с ним в едином праздничном порыве и тэдэ и тэпэ. В результате фейсбучного опроса нарисовалось несколько вполне традиционных маршрутов, но один вариант (спасибо Кириллуsamuraiskiy) как говорится, выгодно отличался от прочих. Туда мы и отправились.

Первым сюрпризом для меня оказались даты проведения Масленицы - в деревне язычников (т.е. исповедующих древнерусские, дохристианские верования) Масленицу начали отмечать уже давно, а основные "торжества" были намечены не на 25-26 февраля, а неделей раньше - на 18-19е (что в итоге позволило нам устроить масленичные гулянья дважды). Связано это, как рассказал нам по дрогое в автобусе Володя "Кот Баюн" (по началу меня немного высаживала вся эта театральщина с именами, но в итоге все было очень забавно и органично), с жесткой привязкой древнерусского календаря к циклическим природным процессам, в частности - дням зимнего / летнего солнцестояния и весеннего / осеннего равноденствия. Никакой чехарды с датами (как в православии) при таком подходе не наблюдается и праздники ежегодно отмечаются в один и тот же день. За два с половиной часа дороги мы узнали массу интересного, но пересказывать здесь все нет никакой возможности - лучше поискать в сети и почитать. Однако одну байку-таки приведу - по поводу выражения "первый блин комом". Все, как выяснилось, совсем не так и даже немножко наоборот. Во-первых, не "комОм", а "комАм", т.е. не "чем", а "кому". Дело в том, что первый блин древние славяне сами не ели, а использовали в качестве подношения предкам. Одним из "символов" образа предков для них был медведь, которого называли... ком. Отсюда и "старое" название Масленицы - Комоедица. Вот такая история. Кстати, "основным" именем медведя было слово "бер" (он же живет в берлоге). Слово это было крайне не рекомендовано к использованию в лесу - считалось, что таким образом можно привлечь внимание зверя. Со всеми вытекающими из вашей тушки  последствиями.

Итак, два с небольшим часа езды, 150 километров от Москвы в сторону Можайска - и мы на другой планете. В полном соответствии с сюжетом о "затерянном мире" в деревню язычников можно попасть протопав почти час по лесной тропке - на обочине шоссе лишь находится дачный поселок, в котором зимой почти никого нет...






... зато здесть есть телефон-автомат, причем рабочий. Очень полезно в случае необходимости вызвать пожарных или скорую помощь. С последней, впрочем, местные жители предпочитают не связываться: не думают о болезнях - они и не приходят.


Дачный поселок плавно перетек в бескрайние снежные поля. При всей моей проявившейся в последнее время нелюбви к зиме во всех ее проявлениях вынужден признать - красота!








Внезапно мы уперлись в шаткий деревянный мостик через маленькую речку (в паре километров ниже по течению она впадает в истоки Москвы-реки), который охранял человек в спортивной шапочке Nike и волчьей шкуре. Звали его  Леша, "в присяге" (т.е. в языческом веровании) он уже 12 лет. Рассказал много интересного, оказался крайне приятным собеседником, похвалил нас за сноубордическо-трекерское снаряжение )))



Пообщались с Лешей, пошли дальше...








Зашли в лес - повстречали скоморохов. Песни, пляски, все дела.


И внова в путь - поля, леса...


Медведей здесь практически не осталось, а вот лисы водятся.


В очередном лесу мы встретили бабку Ёжку - совсем не злобную и очень приветливую. Новая порция интереснейшей информации плюс обряд "кормления огня". Чем? Блинами, конечно. "Сила огня, войди в меня!"






Последний марш-бросок - и вот мы в домике. Внутри - очень кстати - нас ждали вкуснейшие блины, борщ (даже Сола ела!) и куча прочих яств. Фотографировать не было времени - очень кушать хотелось.


Это самый первый дом поселения. Единственный, который община не построила, а купила более 20 лет назад. Сейчас там никто не живет.


Не помню точно название этого обряда, суть его в том, что мы ходили по кругам, символизирующим четыре стихии, пребывая во "вневременном состоянии" и приводя отражения этих самых стихий внутри себя в гармонию и подпитываясь космической энергией. На месте поселения, кстати, находится естественная природная аномалия - научный факт. 


Детям из Школы хорового пения, приехавшим с нами все эти обряды были явно скучны, поэтому их особенно обрадовал следующий пункт программы - хороводы во всех их проявлениях.




Александр, пребываючи немного "сбодуна", поначалу активному времяпрепровождению предпочитал тупеж в гуглофон...


...но потом разошелся и, оседлав местную скотину, наворачивал круги по деревне.


Детвора же в это время до потери пульса укатывалась на горке.


Сола в роли детворы.


Затем последовали другие радости - бои мешками и... ээээ... лазание по столбу за чем-то полезным.








В этих утехах прошло часа полтора, а тут и баба Маслёна поспела.




Блин всегда был символом солнца, здесь же мы проедали в блинах дыру с сквозь нее пялились на... солнце. Суть обряда позабыл, но могу допустить, что речь идет о том, что оно к нам пробирается-продирается сквозь всякие нехорошие зимние тучи, в общем ура-ура, весна пришла. Солнце, кстати, у древних славян имело четыре имени: Коляда (зимнее), Ярило (весеннее), Купала (летнее), Световид (зимнее). 


Ну а затем началась раздача сло блинов.






После этого Маслёна осыпала всех зерном "на счастье, на здоровье".


В это время инициативная группа граждан под предводительством Володи "Баюна" соорудила Морену (или Марену, кому как) - "куклу" из вещей (одежды) всех участников праздника. Морена символизирует хвори, присущие зиме, и сжигая ее (а не Масленицу!), мы прощаемся с зимой и приветствуем весну. 


И если у обычных тряпичных древнеславянских кукол лиц нет, то Морене можно и нарисовать.


Усилиями юных зрителей она быстро превратилась в персонажа из The Nightmare Before Christmas.


Морену доделали и унесли в неизвестном направлении, а к нам подтянулся следующий "абориген" Олег. Дети тут же конфисковали у него горн и немного вынесли всем мозг.


Но вскоре Олег взял бразды правления в свои руки...


... и повел всех к святилищу.


Некоторые воспользовались VIP-транспортм.


А вот и Морена. Перед тем, как ее сжечь, мы устроили сражения типа "царя горы", когда одна группа пытается захватить чучело, а вторая, соответственно, не допустить этого. Фото (как и со "стенки на стенку") нет, по причине активного участия фотографа в боевых (и, к счастью, не особо кровопролитных) действиях.


Обряду сжигания предшествовал молебен Солнцу.


Ну вот, началось. Без хоровода никуда!














После того как пламя ослабло, все подошли и стали "смывать с себя хвори", а затем "умываться огнем". В прямом смысле этого слова.




Догорающая Морена - не самое приятное зрелище. Как и то, что она символизирует.


Обрядовая игра "змея меняет кожу". Смысл простой - пролезть сквозь весьма замысловатую "змею", образованную участниками, ни разу не разорвав рук. Обряд символизирует перерождение, т.к. происходящее напоминает смену змеей кожи или... прохождение через родовые пути - кому как больше нравится. И сделать это быстрее второй команды. Весело, сложно, символично и... очищающе ))








Морена тем временем практически полностью сгорела...


... и пришло время жертвоприношения.


В жертву древние славяне, в отличие от многих языческих и монотеистических религий, приносили не животных, а подсоленный и смоченный растительным маслом хлеб (все жители деревни, с которыми мы успели пообщаться - вегетарианцы).


Ну вот и все, пришло время прощаться. Например, с лошадью Машей.


Обратно в цивилизацию.






За этим холмом - другая жизнь :)


Впрочем, до цивилизации еще далеко...




Previous post Next post
Up