АКТУАЛЬНОЕ

Nov 08, 2019 13:46

Только женщины-шаманки Ульгеню не камлали: у них не хватало сил подняться на небо...
У ЭТОЙ женщины-шаманки сил точно бы хватило. Торжествуйте, феминистки!



Забайкальский Краевой Краеведческий Музей

«ШАМАНКА» - уникальный экспонат музея. Представляет собой манекен в виде фигуры женщины в подлинном шаманском облачении. Прототипом явилась шаманка-эвенкийка Далаева, жившая в конце XIX века в районе Нерчинска. Слепок рук и лица Далаевой выполнен народовольцем В. И. Сухомлиным в Чите. В 1895 году в Читинский музей костюм шаманки был передан Нерчинским музеем. Манекен отличается антропологической реалистичностью и высоким художественным мастерством исполнения. Костюм олицетворяет трехъярусное строение мира. Верхний мир представлен венцом в форме металлического головного убора с небольшими рогами, что означает силу шаманки в верхнем мире. Змеи, свисающие с короны и плечевой пластины на спину, достигают земли, что свидетельствует о силе шаманки в нижнем мире, тоже доказывает наличие на колотушке нескольких колец. Наличие на костюме медных пластин говорит о том, что шаманка занималась лечением людей. В верхнем секторе костюма имеется ряд личин, олицетворяющих духов-шаманов, помогающих ей в камлании (обряде общения с духами). В нижнем секторе костюма можно видеть онгоны (изображения) парнокопытных, кошачьих, земноводных, птиц, а также инструменты (бугры, крючки, молоточки и т.д.), необходимые для путешествия по опасному нижнему миру. Как реальное лицо шаманка, носившая данный костюм, обладала мощной шаманской силой. Источником силы был верхний мир, где проживала энекан буга (верховный дух эвенков) и находились души неродившихся людей. Непосредственным приложением силы был нижний мир, куда она провожала души умерших предков, сражалась за украденные души людей среднего мира и излечивала их. Это доказывает и наличие на плечах и подоле онгонов-помощников ящериц - обитательниц нижнего мира. Шаманка является центральным экспонатом этнографической экспозиции краеведческого музея.

шаманизм, антропология, история, этнография

Previous post Next post
Up