Старая любовь не ржавеет. Запись, которая канула в прошлое вместе с прочими старыми записями в журнале, но опять понадобилась.
...Алтайские шаманы называются «камы» (отсюда «камлание»). Разница между Знахарем, Прорицателем, Волхвом, вообще разница между обвешанным талисманами профессионалом этих дел в V веке и настоящим собеседником духов стихий плейстоцена - примерно как между придворным византийским иерархом и пустынником Фиваиды того же V века. Временная дистанция тоже огромного размера.
Вот и устроить между ними состязание, как в том же «Северном эпосе». Очень красивая история.
… теми же словами предварим
наш рассказ о силах неземных,
о великой дерзости людской
и о том, чему забвенья нет.
Были два очень сильных шамана в древности. Один был ну просто поэт, нежный, тонкий, светлолицый, добрый - Пянтуку. Люди к нему тянулись, другого боялись. Руки до земли, волосы жесткие, поглядит, как огнем пронижет. И вызвал он того, светлого, на состязание: кто сильнее. Так было принято, но черный Быкубо потребовал немыслимого:
«Мы сюда, на стойбище наше
приведем: ты - Луну, я - Солнце.
Если, Пянтуку, ты боишься,
то исчезни, уйди из тундры!»
«Не боюсь я, но тундру жалко», -
Так ответил Пянтуку только...
С картинкой:
https://gern-babushka13.livejournal.com/271240.html Ну и докамлались: спустилась Луна со страшной стужей, люди застучали зубами «ча-ча-ча!», притянула к себе шамана, приморозила, подняла в небо, так он там и остался вместе с бубном.
Кроткий поэт Пянтуку отныне пляшет с бубном на Луне в тени коричного дерева, рядом приплясывает заяц со ступкой.
А грозный Быкубо продолжал шаманить в своем чуме, призывая в помощь предков, дедов-бабушек, заклиная Солнце спуститься на макушку его чума.
Подчиняясь воле заклятий,
Солнце двинулось в путь обратный -
опускаться стало, снижаться.
У людей, что видели это,
долгий вопль из груди исторгся.
На радостях Быкубо совсем разошелся, хотя два старейшины рода умоляли его прекратить...
Но не слушал шаман старейшин,
в дикой радости бил он в бубен,
в исступленье кричал все громче -
и, послушное заклинанью,
Солнце ниже, ниже спускалось.
Тогда два почтенных старца решили сами спасать и себя, и людей, и округу. Взяли в слабые руки по тяжелой палке и стали «Быкубо учить разуменью»: бубен и колотушку сломали, самого как следует вздули, одежду сорвали, а с ней «колокольцы, клыки и когти», от которых у шамана сила, запихнули голого в чум, в оленьи шкуры, а сами воззвали к Солнцу от всей души, чтобы палило, не варило, не жгло тундру и своих потомков, а вернулось, откуда пришло. Оно и послушалось. А люди пошли к чуму, стали уговаривать шамана выйти, отведать строганины. А он там уж окоченел. «за морошкой ушел... откуда нету возврата». Но в стихах это очень красиво получалось.