Вот так вот, за счет трудолюбивой дочери, осчастливили старую-престарую подругу.
Читать Троллопа - это как бы эквивалент счастья. Забудьте, отвлекитесь, вы имеете на это право... Книга замечательная, не оторвешься, правда. И роман, кажется, один из лучших. В нашей молодости появились "Барчестерские башни", кто-то добился - наверно, представили как сатиру. Но никто не знал, что это целая индустрия.
Тогда роль круга света на столе и теплого пледа играл Диккенс. У счастливцев было полное собрание. После рабочего дня они усаживались в кружок и читали вслух. Беспредельный уют! Пусть бушуют над нами вихри века сего, мы несем свою ношу, но имеем же мы право укрыться одеялом с головой...
А ведь мы могли пару раз за это время притащить из буккросинга полное собрание в картонном ящике. На санках привезти. Не соблазнились. Кроме "Сверчка" и "Рождественской песни" не очень умиротворяет.
Диккенс свою "добрую старую Англию" хватает за плечи и трясет, как мешок: смотри! Смотри, что у тебя творится! Брошенных детей втягивают в преступный мир, и они попадают на виселицу! Корыстные сутяги разоряют благополучные семьи, толкают их на дно! А со дна один путь - в работные дома, которые хуже смерти! Приюты для сирот поставляют на флот матросов! Благочестивые родители выгоняют из дома грешницу-дочь, она умирает в канаве, и это не преступление, никто их не осудит! И вот вам Оливер Твист...
В журн. Англия была как-то большая статья: "Диккенс и социальные реформы". Все-таки он достучался, докричался, что-то сдвинулось... хотя он каждый раз ухитрялся своих страдальцев обложить со всех сторон подушками, и каждого нищего сиротку днем с огнем искали богатые родственники с наследством... но отпечаточек оставался.
Увы, Диккенс нагрузил свои социальные романы таким количеством патетики, иронии, бури и натиска, такими словесными композициями, изобразительным богатством и чем только не... Рядом с его пылающими кострами славный Троллоп кажется керосиновой лампочкой под абажуром:)