Надо было сначала спросить умного дядю, а потом уже радоваться, что обнаружила никому неизвестную личность!
Андре́й Тимофе́евич Боло́тов, 1738 - 1833 (надо же! За малый чуток Пушкина не пережил!)
"Русский писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии в России. Внёс большой вклад в признание в России помидоров и картофеля сельскохозяйственными культурами".
За помидоры отдельное спасибо, но еще бы поблагодарить его за живое участие в создании письменного (он же литературный) русского языка, которого раньше не было. Придумали его как бы для писем Карамзин и Фонвизин, но они и правда писали письма из Франции, хоть и условно, наверно прямо издателю, а Болотов писал откровенно вымышленному адресату, имея в виду потомков. Очень ругал предков, которые ничего о своей жизни и о своих предках не написали, пойди теперь докапывайся, откуда взялся такой замечательный род. Предки-то может и вовсе были неграмотные!
Ему-то повезло, его отец знал немецкий и почитал без этого языка дальнейшую жизнь невозможной, и родное дитя учил ему прямо с риском для жизни, потому что первый педагог был форменный садист и при том фактически безграмотный. Отец был военный, полковник, всю жизнь на службе, и записки А.Б. - историческая хроника: он родился, когда отец его участвовал в очередной Турецкой войне, неудачной, Россия потеряла Крым и еще много чего, а дальнейшая служба отца происходила в Финляндии, Эстляндии, Лифляндии, Ингерманландии (ныне Ленинградской области). Здесь, у протестантов, мальчик дорвался до образования: истории, географии, рисования, французского языка (немецкий уже знал). Записки он начал писать лет в 50, в деревне, по уши погруженный в сельское хозяйство, садоводство и общие экономические проблемы, совсем не утратив живости и смелости языка.
Вот мальчик первый раз на охоте:
...Лошадь моя, какова ни была смирна, но увидев таковую дружную скачку, вздумала для компании скакать вместе с ними, и что ни есть поры мочи. Я ее держать, я останавливать, ибо мне скакать нимало не хотелось, не тут-то было: силы мои были слишком слабы к удержанию сего животного, она и не чувствовала всего моего тащения поводами, но ярилась все более...
(еще приличный кусок текста. Мальчик решает спрыгнуть с лошади)
Рассудок мой был не так еще велик, чтоб взять предосторожность в рассуждении ног моих: одну из них я из стремя освободил, а о другой позабыл вовсе... ну и так далее.
Первый раз Записки были изданы почти полностью в 1870 г. За последнее время изданы в 1986 и 1988 г. стотысячными тиражами, это издание вот оно: Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова: Описанные им самим для своих потомков: В 3 т / Вступ. ст. С. Ронского; Примеч. П. Жаткина, И. Кравцова. - М.: Терра, 1993. - 25 000 экз. - ISBN 5-85255-382-4., и еще в 13 и 18!
Почитать можно:
https://drevlit.ru/texts/b/bolotov_text1.php У нас только один том, а еще сколько всего в российском государстве случится, это сколько ж он императоров пережил?!