Aug 30, 2023 13:48
Про наше прошлое, про великое.
Случайно выпала книжечка "Русские исторические песни, хрестоматия для студентов филологических специальностей вузов". И раскрылась вот на чем:
Как было во сто двадцать седьмом году,
В седьмом году, в осьмой тысяче,
А и деялось, учинилося
Кругом сильного царства Московского,
Литва облегла со все четыре стороны;
А и с нею сила, сорочина долгополая,
А те черкесы пятигорские,
Еще ли калмыки с татарами,
Со татарами, со башкирцами,
А еще чюкши с алюторцами...
Да что же это! Никогда не было, и вот опять! Еще и чюкши!
"Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586-1610), племянник царя В.Шуйского, выдающийся военачальник, князь, боровшийся с польской интервенцией в начале XVII века".
Он бы и дальше боролся, но его в этой же балладе отравила крестная кума, дочь Малюты Скуратова. Да это что же, ему 24 года было?!
Сто двадцать седьмой год - это по старому календарю, от сотворения мира, с ошибкой: 7127 - это 1619, а сюжет начинается в 1609 году.
Наш герой пишет письмо "во Свицкую землю Саксонскую" королю Карлу IX, и вместе они, с помощью сил небесных, раскидали правых направо, левых налево:
В восточную сторону походом пошли,
Они вырубили чудь белоглазую (так чудь же на нас не нападала?!)
В полуденную сторону походом пошли,
Прекротили черкес пятигорскиих;
А на северну сторону походом пошли,
Прирубили калмыков со башкирцами;
А на западну сторону и в ночь пошли,
Прирубили чюкши с алюторами.
если чюкши это чукчи, то скорее бы к востоку; ну ладно.
Из собрания Кирши Данилова.
Я-то всегда думала, откуда Пушкинские семь богатырей вытравляют "пятигорского черкеса"? Анахронизм. Это бы к Лермонтову. А это из Кирши Данилова.
Россия,
искусство,
история,
литература,
книги,
поэзия