Dec 12, 2022 14:43
А что еще ждать от народа, который за недавно истекшее столетие трижды доходил до людоедства? (местами чаще). Который в двух очень важных для истории войнах, названных недаром "мировыми", в двух поколениях подряд потерял больше мужчин, чем все остальные участники, вместе взятые? Многие из них не успели даже стать мужчинами. Многие вернулись калеками.
А сколько живых душ мы растратили в азартных гражданских войнах? Сколько пластов населения отрезали и выбросили в социальных экспериментах, "уничтожив как классы"? Скольких угробили в лагерях и тюрьмах, скольких по доносу посадили, в разгар войны?
Сколько раз меняли народу самоидентификацию, от светоча свободы всему миру до национальной гордости, от интернационализма до великого исторического прошлого, от освоения космоса до возвращения к родовым началам, к "семье"? Какая семья, окститесь, русофилы, у крепостного, у него барин в любой момент заберет жену и дочь в личное пользование, а сына - царь, на убой. И не горько ли, что крепостными были только "великороссы". Ни мордва, ни башкиры, ни зыряне.
Кто не выдерживал - бежали. В разбой и дальше в Сибирь (преступники тоже пассионарии, между прочим). В казаки - "ушедшие", то же что "казахи", "бездомные", "бродячие"... Они были и гордые, и отважные, и воинственные: запорожские, уральские, терские. Они же и восставали, их громили, вешали, но уважали.
На каждом лихом повороте птицы-тройки многие успевали соскочить, до Канады добирались, до Америки. А кому денег или храбрости на побег не хватило, все мы тут, нам и тут хорошо, придумать бы только хорошее тюркское слово для самоназвания: "остатние", но чтобы звучало красиво и непонятно.
Ах, она щедра, щедра...
жизнь