Одна из самых популярных легенд о Таро - это происхождение Таро из Древнего Египта. И да, берем египетские колоды - ну вот же они, египетские! С египтянами, с Сетом с фараонами. Разве нет?
Нет, разумеется - это довольно таки молодые колоды и печатать их в таком дизайне начали с началом 20 века. И это дизайн не более того. Но что это вообще за египетское Таро?
Начнем с легенды - замечательной, интересной и придуманной в 18-19 веке. Согласно легенде, в древнем Египте были тайные залы под пирамидами, и посвящаемого в мистерии вели по ним, и в каждом зале он знакомился с картой Таро, нарисованной на золотой платине. Это легенда номер 1.
Легенда номер 2, продолжение - что пластины эти нашли! И золотые пластины на самом деле нашли - но не 22, а несколько сотен, и рисунки на них к Таро никакого отношения не имеют.
А вот реальные карты Таро, самые старые, которые на самом деле сохранились, которые есть в оригинале - это Висконти-Сфорца, 15 век и на них сразу полным-полно христианских мотивов, там и Страшный Суд, и изображение Небесного Иерусалима из Библии. И в более поздних колодах много таких отсылок, ангел, стоящий одной ногой в море, а второй на земле, с Солнцем на лбу, или Императрица с Луной, крыльями и короной из звезд, или даже Вожделение в Таро Тота - это все образы, восходящие к христианству.
С первой колоды полно христианских мотивов. И полно античных! Умеренность с кувшина восходит к древней Греции. Фемида - римская богиня. Колесо Фортуны - то же из Рима. Не сами карты, но символы на них могут уходить в античность. Но ни каких намеков на Египет.
До самого 18 века. А 18 век - эпоха египтомании. Он вошел в моду, он был везде, и египтомания до сих пор не отпускает, ее следы можно найти повсюду. И началась она во Франции, а Франция 18 века - мощная держава и законодатель моды. Все знают, что русские дворяне говорили по-французски, порой лучше, чем на родном языке, и у Толстого в «Войне и мире» чуть не половина диалогов - это смесь французского и русского в одном предложении. Но, на самом деле, вся Европа говорила на французском, это был международный язык, еще больше, чем сейчас английский (и даже в английском процентов 70 слов заимствованы из старофранцузского).
И в 1799 году Наполеон вторгся в Египет. Его завоевывали греки, портом римляне, пришло время французов. Французы отломали нос Сфинксу, и нашли Розеттский камень. Это стало ключом к расшифровке иероглифов Египта, и только после этого удалось начать читать египетские надписи, и научно начать изучение Египта. В 1822 году удалось прочесть имя «Рамзес». Это 19 век - и до того не было почти никаких шансов узнать о Египте что-то достоверное.
Но к этому времени египтомания уже во всю кипела по всей Франции. Уже были найдены какие-то артефакты древнего Египта, надписи, фигуры богов, но понять все это и прочесть еще не могли. И уже в начале 18 века Египет, загадочный, таинственный, вошел в моду во Франции. А раз во Франции - то и по всей Европе, не пропуская и Россию.
18 век - никто ничего не знает про Египет, но все им увлечены, и все делают вид, что знают что-то мистическое и сакральное. Источник знаний обычно не называется. В русских царских дворцах строят маленькие пирамиды, в европейских парках беседки в виде пирамид. Калиостро создает египетский масонский обряд - стилизованный под древний Египет, с легендой о египетским происхождении масонства. Магия, алхимия. астрология - все считается идущим из Египта. В каких-то случаях так и есть, в каких-то это просто миф.
А Таро в это время используется еще и как колода для карточных игр, и за карточный стол однажды садится Антуан Кур де Жебелен, урожденный Антуан Кура. И по его же собственному признанию, он во время игры в карты присмотрелся к рисункам козырей - Старших Арканов, и вполне справедливо заметил, что это не просто рисунки, что они глубокие символически, несут религиозные сюжеты, делают отсылки к античности. В то время были популярны аллегорические символические рисунки, и козыри Таро - именно такие, в них есть смысл больший, чем предписано правилами карточной игры.
Жебелен предположил, что не только сами символы и сюжеты, аллегории, на картах Таро древние и глубокие, но и сами карты имеют какое-то священное и древнее происхождение. Что в картах полно христианство потому, что их исказили и перерисовали в христианском стиле, потеряв суть.
Ну а раз это 18 век, то это время египтомании, время когда все казалось египетским, и Жебелен (сам много для египтомании сделавший) разумеется счел, что «древнее» равно «древнеегипетское» и что Таро непременно придумали египтяне.
В 1781 Жебелен опубликовал свои исторические исследования в виде большой книги «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным». Будущие читатели скидывались деньгами на издание книги, ее покупали короли и Жебелен заработал на ней состояние. Но его первобытный мир - это не время пещерных людей, а некий первоначальный мир золотого века, воображаемое время, когда в древности все были мудрыми, добрыми и праведными, духовно развитыми и жили в бесконечной гармонии. По принципу «Раньше было лучше!».
Его история первобытного мира - совершенно альтернативная, и по сути Жебелен один из первых альтернативных историков мира. И он видит этот идеальный и совершенный утраченный мир именно в древнем Египте, о котором пишет, смело и во всех деталях, не уточняя, откуда информация - напомню, о реальном древнем Египте еще ничего не знали, и ни единого слова прочитать не могли, так что все сведения можно было брать лишь из своей фантазии.
И вот тут Жебелен, среди прочего, впервые заявил, что Таро - это древние сакральные рисунки, созданные в Египте. Он уверяет, что само слово «Таро» - это египетское «тар рог» - то есть «путь царей». Это при том, что на тот момент прочесть на языке древнего Египта не удалось ни единого слова!
Именно он назвал Таро «книгой Тота», уверяя что рисунки Таро на золотых пластинах хранились в городе Гермополе, в храме бога мудрости Тота.
Книга эта содержит все тайны мира, все знания и далее она передавалась из рук в руки, пока не понимая ее смысла люди не начали играть ее страницами как картами и не перерисовали все на европейский манер.
Он пишет:
«Эта египетская книга - единственная, сохранившаяся до нашего времени из всей их превосходной библиотеки. Эта книга состоит из семидесяти восьми страниц или рисунков, и на каждом из этих изображений показаны вещи столь же разнообразные, сколь занимательные и поучительные. Короче говоря, книга эта - игра Таро, игра, неизвестная в Париже, Италии, Германии и даже в Провансе».
Вот это - первый раз, когда в разговоре о Таро упомянут Египте. И дальше Жебелен вроде как восстанавливает изначальный вид карт Таро - то есть стилизует по своему усмотрению все карты под египетскую тематику. Он назвал Колесницу Колесницей Осириса, Дьявола - Тифоном (хотя Тифон - это греческий монстр, огромный змей, но его в оккультной практике часто приравнивают к египетскому Сету). Звезда получила название Исида, Луна - Нил, и вот тут Папа, карта изображающего римского Папу как такового, стала называться Верховный Жрец (а потом и Иерофант), а Папесса - женщина-Папа - превратилась в Верховную Жрицу.
Переходом от Папы и Папессы в названиях карт к Иерофанту и Жрице мы обязаны Жебелену.
Теория обрела популярность, но реально египетских колод пока нет - только слова и описания. Но это Франция, и она не только законодатель моды, но и родина своей собственной традиции крат Таро, французской школы. И марсельское Таро печатали именно во Франции. И даже Артур Уэйт жаловался в конце 19 века, что в Англии не найти карт Таро, приходится везти их из Франции.
Так что египетская теория Таро стала частью представлений французской школы Таро и оккультизма вообще, и французы охотно ее развивали и распространяли. Элифас Леви поддержал египетскую теорию, он считал марсельские карты некоторым искажением настоящих карт, египетских, утерянных. Именно он нарисовал впервые на Колеснице двух сфинксов - до него там были лошади.
Его ученик, Жан-Батист Питуа, более известный как Поль Кристиан, не только принял египетскую теорию, но и придумал собственный алфавит магов - якобы секретный и египетский, но не существовавший до того. В нем 22 буквы, и вроде как каждая соответствует Старшему Аркану Таро.
Он написал книгу «Кpасный человек из Тюильpи», где описывал египетское Таро, этот алфавит магов, и свою систему астрологии - все это как пересказ документа о якобы состоявшемся разговоре Наполеона 1 с мудрым монахом. Не обошлось и без пересказа истории о золотой книге Тота, с картами Таро, вырезанными на ее страницах.
Кристиану мы обязаны словом «Аркан». Старшие Арканы, Младшие Арканы - это слово ввел Кристиан, до него про Старшие говорили «козыри» или «триумфы». «Аркан» - слово, которое значит «тайна».
Вторая его книга, «История магии», вышла в 1870 году, в ней семь томов, рассказывающих о магии разных древних культур, астрологии, нумерологии, а один том назван «Мистерии пирамид». И он полностью посвящен картам Таро и истории о том, как египетские жрецы использовали их в тайных ритуалов посвящения в мистерии египетских богов.
Леви, кстати, хоть и учил Кристиана магии и картам Таро, книги его основательно раскритиковал, как бездоказательные фантазии - не смотря на то, что и сам поддерживал египетскую теорию.
И это снова не колода, а только описание. В книге даже картинок не было - были только описания карт на словах. Это пока египетское Таро в теории, но колоды еще нет.
Египетское Тарона практике, в виде реальной колоды, это уже 20 век, 1901 год, когда Эдгар де Валькур-Вермонт, житель США, таролог и астролог, использовавший Таро при толковании гороскопов, издал под псевдонимом Сен-Жермен, первую реальную колоду. По его словам - «на основе древних рукописей». Реально - на основе книг Кристиана и его описаний.
У него снова египетские названия - не Император, а Фараон, например - у него тот самый алфавит магов на каждый карте и рисунки, стилизованные под египетскую тематику.
Следующий шаг на пути истории египетских карт сделает Бенджамин Уильямс, сменивший имя на Элберт Бенджамин и скрывший это имя под псевдонимом Зайн. Астролог, один из первых активистов защиты природы, знаток карт Таро и сторонник египетской теории их происхождения, он вступил в Герметические Братство Света, а затем и возглавил его, а после принятия местного закона, ограничивающего деятельность астрологов (но не религиозных общин) сделал из него религиозную организацию, Церковь Света.
В особом почете у Церкви до сих пор астрология и медитации, но не забыты и карты Таро. Зайн связал Таро, каббалу и воображаемый Египет, а полученный результат иногда называют американским Таро. Зайн считал, что продолжает дело самого Ямвлиха. А Ямвлих - это живший в начале нашей эры философ, оккультист, основоположник идей теургии, от которого в современную магию тянется много методов и приемов. Зайн верил, что Ямвлих обучился своей теургии у жрецов Древнего Египта, и оставил нам описания мистерий. И в этих описаниях снова будущего жреца вели по 22 залам, в каждом из которых висела одна из карт Таро.
Вероятно, Зайн искренне считал, что использует оригинальные описания египетских мистерий, сделанные самим Ямвлихом в книге «Египетские мистерии». И этот текст действительно существует и часто приписывается Ямвлиху, который действительно написал текст о мистериях, но не этот. Книга Ямвлиха «О египетских мистериях» - это совершенно другой текст, рассказывающий о философии и религиозных взглядах, и не содержащий никаких описаний ритуалов посвящения. Ямвлих описывает там свои теургические идеи, рассуждает о демонах и духах, о природе богов, но там нет никаких карт Таро.
Текст же, на который ссылается Зайн, был английским переводом текста, который на французском написал все тот же Кристиан. И по версии Кристиана его текст - перевод на французский язык некой копии рукописи Ямвлиха, но нет ни самой рукописи, ни ее копий, ни каких-то ее следов до Кристиана. Скорее всего, он перевел текст ритуалов в египетском стиле, созданных в эпоху египтомании, уже в 18 веке, ошибочно принимая эти ритуалы за подлинные египетские. И вот уже на основе его перевода Зайн и выстроил свою систему египетского Таро.
И это уже середина 20 века. И так египетская линия Таро ушла в сторону, став самостоятельным направлением французской школы. И египетские Таро действительно существуют, их множество, но существуют они не со времен древнего Египта, а чуть больше ста лет.