Енохианские Зовы довольно популярный в современном оккультизме, их читают, их применяют, ими пользуются практики Енохианской магии, но и за ее пределами Зовs находят применения. Кроули использовал один из Зовов в ритуалах Гоэтии, что бы призывать и подчинить гоэтических демонов. Джек Парсосн использовал их в своей работе Бабалон, когда пытался призвать и воплотить на Земле богиню в физическом теле.
А для Церкви Сатаны зовы стали частью их ритуалов - и вот тут неожиданно все пошло не так. Настолько не так, что именно эта версия Зовов, версия Антона Лавея, основателя церкви Сатаны, получила удивительно широкое распространение, и создала самим Зовам репутацию сатанинских заклинаний.
По воспоминаниям Регарди был момент, когда среди американских оккультистов обсуждался вопрос об отказе от работы с Енохианой в оккультных обществах - настолько распространились сатанинские версии Зовов, изгадившие репутацию Енохианской магии.
Так Лавей испортил Зовы.
И да - именно испортил, потому как его версии исказили и извратили суть. И вот об этом и хочу поговорить. Вообще на момент записи этого видео есть план сделать несколько роликов по части основных моментов практики Енохианской магии, что это такое и как ей пользоваться - в общих чертах. Но это позже.
А пока напомню, что вообще такое эти самые Зовы - или, как их еще часто называют, Ключи.
Джон Ди и Эдвард Келли, в 16 веке, в Англии и Европе, вызывали ангелов. Ди вызывал, Келли видел и записывал послания. Там очень много всего было записано, часть из этого Ди потом оформил в книги, часть осталось просто записями в дневниках и все это было спрятано в двух тайниках - зарыто в саду Ди и спрятано в двойном дне его сундука. Потом записи нашли, собрали в кучу, и все это стало достоянием Ордена Золотой Зари
Подробности этой драматической истории - в книге «Енохианская и неоенохианская магия» и в подкасте, посвященном истории Енохианы.
Ди и Келли только записывали послания ангелов - у них нет четкого изложения единой системы магии, методов, ритуалов, и сами они никогда не практиковали на деле то, что записывали. Именно Орден Золотой Зари превратил разрозненные записи контактов с ангелами в цельную магическую систему
И часть этой системы - Зовы. В 1584 году, в Польше, ангелы завели речь о таинственных 49 ключах, способных открыть 48 врат к мудрости и пониманию мира. Последние врата навсегда останутся закрытыми для людей. И эти ключи - енохианские Зовы, короткие тексты, написанные на совершенно новом, ранее не виденном, енохианском языке.
В магии запада ни у кого не вызовут удивления таинственные, непонятные слова, варварские имена, звучные, но непонятные. Порой они не имеют лингвистического смысла вообще, порой происходят от сильного искажения слов на каком-то мало знакомом магу языке. Но енохианский язык оказался не просто набором бессмысленных звуков, а именно языком.
У него свой словарный запас, грамматика, свой алфавит. Свое странное чтение, произношение слов - странное, поскольку слова (точнее, имена ангелов) порой состоят из одних согласных.
Ангел по имени Налвадж передал Келли этот алфавит и продиктовал тексты Зовов, вместе с переводом. Обратите внимание - с переводом! Был дан точный перевод ,и лично рукой Джона Ди, который все это записывал, каждое слово переведено на английский - именно это и есть источник наших сведений о енохианском языке. Рукописи Ди, с лично им сделанным переводом, сохранились и доступны для изучения.
Поэтому у нас есть точный оригинальный смысл каждого слова! Это важно. И все слова тут енохианские, слова енохианского языка - это тоже важно, и читаются зовы именно на енохианском
Ангел тогда особо не объяснил зачем они читаются, но сказал, что Зовы обладают огромной силой, поэтому некоторые из них даже не просто диктовались, и составлялись из букв, которые указывались в таблицах по до ной и ив обратном порядке. Что бы не прочесть случайно Зов не в то время и не испортить контакт с ангелами! А вот какая у них сила, тогда осталось секретом.
Намного позже, в Золотой Заре, были разработаны правила использования этих Зовов, созданы правила, какой зачем используется. Каждый из них обращается к определенной силе и ее ангелам, причем есть Зовы, которые открывают силы большие, а есть те, которые обращаются к некоторой части этой силы. Не особо понятно, так что скажу так:
1 Зов всегда читается в начале ритуала, он обращается, можно сказать, к силе вообще.
2 Зов читается после него и обращается к Духу.
Далее четыре Зова, на выбор - это тексты для обращения к силе Стихий. 3 Зов призывает силу Стихии воздуха, 4 призывает Воду, 5 Землю, 6 Огонь
А дальше начинаются узкие специфические силы, с которыми работает Енохиана. 7 Зов - это водная часть Воздуха. 11 Зов - Земля Воды.
Если я хочу сдать экзамен, то это - область стихии Воздуха. Но это большая Стихия, и я могу внутри Воздуха сосредоточиться на чистом знании и получить Воздух Воздуха. Это его самая сильная воздушная часть, которая указывает тонкую стратегию сдачи экзамена - силой Воздуха Воздуха я обретаю эрудицию, общительность, я смогу закидать фактами и ответами преподавателя так, что он поверит, что я все знаю.
А вот земная часть Воздуха - это все нравно Воздух, ум, знания, но Земля - это трудолюбие, упорство, и земной Воздух - это сесть и зазубрить, упорным трудом вколотить в себя основательные знания, на уровне зубрежки, прийти и рассказать - может и без особого понимания.
И если я выбрал, например, этот вариант, то в ходе ритуала (среди всего прочего!) я прочитаю1 Зов, затем 2 Зов - я пробудил духовные силы вообще. Затем 3 Зов - он обратился в этих силах конкретно к Воздуху, и далее 8 Зов - что бы обратиться к земной части Воздуха, призвав нужную узкую силу и ее ангелов. На то это и Зов, что он зовет - буквально, зовет енохианских ангелов к вам.
Всего получается 18 Зовов. Да, ключей к мудрости, как сказал ангел Налвадж, должно быть 48, но последний Зов, номер 19, служит особой цели, он читается для настройки на Эфиры - Енохианские духовные миры, в которые можно путешествовать астрально.
И их 30 штук, и у каждого свое название, и в девятнадцатый Зов просто вставляется название нужного Эфира - и формально получается 30 вариантов, один Зов превращается в 30 Зовов.
Но это особый Зов - или 30 зовов, речь не о нем.
А 18 первых выборочно читаются в ритуале - начиная всегда с первого
Ol sonf vorsg, goho Iad balt lansh calz vonpho, sobra z-ol ror i ta Nazpsad Graa ta Malprg
Это начало первого Зова и рукой Ди лично там подписан перевод, и первый Зов начинается словами:
«Я правлю вами!» - говорит вам Бог Справедливости, вознесенный в силе своей над гневными небесами. Престол его украшен созвездиями огней сияющих, а изукрашенные одежды - восхитительны. Он тот, кем созданы законы, управляющие всем святым в мире. Он тот, кто вручил вам жезл и ковчег божественного знания».
И прочее, и слово ИАД - это бог, господь.
Каждый Зов - это маленькая история, очень метафорическая и порой не особо понятная. В Зовах много чисел, смысл которых сложно понять, и в них огромное число метафор, часто библейских, а так же прямых отсылок к Библии, особенно к книге Апокалипсиса, что не удивительно, диктовались Зовы двум магам, протестантам в 16 веке.
Это важно - Зовы несут ярчайшую христианскую тематику. Они обращены в богу и ангелам, а часть из них - прямая речь от имени самого бога. Прочитанные же как одна история, целиком, они рассказывают о сотворении мира, его устройстве, об Армагеддоне, и о том, как бог сожалеет что сотворил мир.
Рассказывают они и о том, как богом был побежден и низвергнут Сатана.
Там сказано, что праведных перед богом ждет царский венец, а грешников - мучения.
Среди непростых порой для понимания метафор зовов - «маслины с Елеонской горы», например.
Там много такого, но это - прямая отсылка к Евангелиям. На Елеонской горе проповедовал Иисус и там росло много маслин и это обыгрывается в тексте проповеди - язычников сравнивают с дикой маслиной, а христиан - с культурной, выращиваемой людьми и дающей много плодов. И если ветку дикой привить к культурной, то она начнет давать плоды как культурная.
И далее это обыгрывается - если язычник, как дикая маслина, присоединится к христианству, он станет христианином, станет культурной маслиной.
И «маслины с Елеонской горы»" - это праведные христиане.
Я на все это обращаю внимание, что бы подчеркнуть даже не просто то, что Зовы насыщены христианской символикой, а прежде всего то, что Зовы никак не славят Сатану - как раз наоборот.
А потом пришел Лавей, открыл Церковь Сатаны и объявил, что Зовы - это сатанинские заклинания. Спору нет, Зовы, торжественно читаемые в ритуальной обстановке , создают отличный драматический эффект! А Лавей - прекрасный шоумен, делающий прекрасные спектакли из своих ритуалов, и Зовы туда вписались именно как источник драматизма, но не по смыслу.
Для начала, Лавей от себя придумал для них новые цели. По его мнению 1 Зов утверждает власть сатаны, 3 - власть неких сатанинских магов, правящих землей, 7нуджен для приворотов, 8 говорит о наступлении эры Сатаны, а 10, в котором рассказано, что на Земле велико беззаконие и много грехов, а потому ее постигнет кара Бога, в версии Лавея вызывает гнев и насилие, и убивает всех без разбора.
По Лавею 5 Зов якобы говорит о том, что Сатана открыл людям глаза и показал, что все пророки и проповедники лгут, а правдив лишь сатанизм.
Открываем 5 Зов и читаем перевод, записанный лично еще самим Ди:
«Могучие голоса вошли в третий угол, и стали как маслины с Елеонской горы. Взирают они на Землю с радостью и пребывают в сиянии небесном, как утешители, которым воздвиг я 19 Столпов Радости и вручил чаши, для орошения Земли и всех земных созданий. Придите и повинуйтесь тому, кто сотворил вас, с миром и покоем, признайте нас приемниками тайн ваших, ибо Бог наш - Бог Единый!».
Вот они - маслины с Елеонской горы, евангельская метафора праведных христиан. Что сделал Лавей? Написал вместо этого в свей версии перевода:
«Громовые звуки проникли в третий угол и стали подобны саженцам глупости».
В оригинале сказано «Радостно оглядывают Землю и пребывают в сияющих небесах как утешители», а у Лавея - «С улыбкой, преисполненной презрения к земному, они стали утешителями для разрушающих самих себя».
В оригинале в 1 Зове тот, кто его произносит, обращается к ангелам и говорит «придите и покажите себя, и откройте тайны вашего сотворения, будьте дружелюбны со мной, потому, что я слуга Бога вашего, истинный почитатель Всевышнего».
Варианты этой фразы повторяются постоянно, это обращение к ангелам от имени бога - обычная практика, маг обратился к богу, заручился его поддержкой и от его имени обращается к другим духовным разумам.
И тут в оригинале как раз это самое слово ИАД - единый бог. Н что бы Зовы превратились в заклиная сатанистов, в них же должен быть Сатана!
И начинается не просто трактовка смысла, а прямой подлог - Лавей прямо переписал Зовы, подменил слова, убрал оттуда бога и заменил ИАД на слово «Сатан» - то есть «сатана», и это там даже не енохианское слово! Хотя при желании в самих Зовах можно было бы найти енохианский аналог, но Лавей просто воткнул туда слово на другом языке.
И в версии Лавея это стало переводиться «Будь ко мне благосклонен, ибо я равен тебе! - истинный почитатель высочайшего и несравненного Короля Ада!».
Во 2 Зове в оригинале было «сделай меня бурлящим силой, я - Тот, кто живет вечно!».
А стало вдруг «я принадлежу Ему, живущему вечно!» - вместо утверждения собственной силы и вечной жизни вставлена готовность принадлежать кому-то. Вместо утверждения своей силы, читающий Зов по Лавею провозглашает себя собственностью, рабом, отрекается от свободы и силы…
И это на каждом шагу - Лавей просто вставляет Сатану, не взирая на контекст.
4 зов, оригинал: «Восстаньте, Сыны радости, сойдите на Землю, ибо я Бог сущий и живой. Во имя Бога, придите и покажитесь, как вестники радости, славящие его среди Сынов человеческих».
Версия Лавея: «ибо я - Господь, ваш Бог, который есть и будет вечно! Во имя Сатаны, давайте же! Покажите себя». И даже не смущает, что бог и Сатана оказались в одном комке.
В 8 Зове сказано, что бог есть щит, защищающий людей от Дракона-Сатаны, который будет уничтожен богом, а у Лавея вдруг Сатана говорит о щитах, которые защищают Левиафана.
Последний Зов - тот, в котором имя Эфира вставляется - служит для астрального путешествия в это эфир. У Лавея это заклинание, которое навлекает гнев на убогих, прославляет закон джунглей, и делает ханжей рабами - подразумевается, что последователи Лавея сплошь сильные и могучие свободные личности - которые, почему-то в прошлых Зовах уже признали кого-то своим властелином, и отреклись от силы и свободы словами «я принадлежу ему!»
И в этом Зове начало - слова от имени бога, обращенные к ангелам
«Небеса, могущественные во всех частях Земли, где исполняют приговор Господа, вам сказано: «Узрите лик божий, в котором заключено начало утешения, чьи глаза - сияние небес». Он поставил вас управлять Землей, во всем ее неописуемом разнообразии, и распоряжаться ею по воле Того, кто занимает святой престол».
Версия Лавея - «О, вы, Демоны, которые живут и правят на Земле, и совершают суд Сатаны! Для вас сказано: узрите лик Сатаны, начало утешения, чьи очи - сияние звезд; который подготовил вас к правлению Землей и всем ее многообразием в вашей силе и мудрости, и располагать все сущее по Промыслу Того, кто восседает на Адском Престоле».
То есть Лавей особо не заморачивался - просто заменил слово бог на слово Сатана, слово святой на слово адский…
По той же логике можно сказать, что зовы - буддистские и написать «О вы, Сахъюсаны, духи, хранители буддистского учения, правящие все всех мирах вселенной, узрите лик Будды!»
Или «о вы, валькирии, правящие на всех полях битвы, узрите лик Одина» - и объявить их руническими заклинаниями викингов.
Это все в равной мере чистая фантазия, к Зовам не имеющая отношения.
И оригинальный текст написанный от имени бога, передает его приказ ангелам:
«Низшие небеса да будут служить вам, правьте правящими, низвергайте павших, преумножайте растущее, и истребляйте испорченное».
Низшие небеса - потому, что в то время бытовала идея, что есть несколько уровней небес, что рай многоэтажный и на разных уровнях обитают разные ангелы и разные праведники. Не только круги ада, но и уровни рая! Это не единожды упоминается в зовах, но у Лавея вновь читаем:
«Распахните врата Ада! Правьте теми, кто правит! Свергайте оступившихся. Возвеличивайте окрепших и уничтожайте слабых. Для них места нет, пусть останутся единицы».
Но и в версии Лавея все равно Зовы снова и снова произносит бог - можно заменить слово, но ему не удалось переписать смысл, и Зовы все равно произносит бог, а не Сатана, и обращается от все равно к ангелам своим.
И все это значит одно: Енохианские Зовы и те Зовы, которые дает Лавей - совершенно разные вещи. Зовы Лавея -профанация, искажение и местами прямая подделка, и единственное, почему они вообще появились у Лавейя - это эффектность их звучания.
Енохианская магия не связана с сатанизмом, не стремится приблизить апокалипсис, и не имеет отношения к «Некрономикону» - что составляет еще одну легенду, записывающую Джона Ди в число переводчиков самого «Некрономикона», книги, выдуманной Говардом Лавкрафтом для его фантастических рассказов.
Все это не имеет никакого отношения к Енохиане, и никакого Сатаны в Зовах нет. Не верьте Лавею.