Jul 23, 2008 16:38
Грустная передача, ничего не скажешь. Но несколько однобокая. Ибо создаёт ощущение, что старую Москву стали уничтожать только сейчас. Что категорически неверно. Современные нувориши лишь добивают то, что не добили в своё время коммунисты. Я не буду говорить, конечно, о генплане 30-х годов - я этого не видел. Про Храм Христа Спасителя и другие уничтоженные памятники архитектуры понаписано много.
Новый глобальный удар по Москве пришёлся с началом строительства Калининского проспекта (Новый Арбат). Помимо полного уничтожения всего, что находилось на месте будущего Калининского проспекта, расчищали» «по бокам». Я ещё помню настоящий Староконюшенный переулок - весь сплошь из двух-трёхэтажных особнячков (правая сторона, если стоять лицом к Арбату, левая - многоэтажки начала XX века, стоят до сих пор). Эти особнячки практически полностью снесли к концу 1960-х. Неизвестно каким чудом выжил только дом Пороховщикова. Возможно снесённые дома и вправду были не представлявшими исторической ценности хибарами. Чёрт их знает. При коммунистах почти все дореволюционные дома быстро превращались в разваливающиеся руины.
Спора нет, большинство домов и вправду были «не фонтан». Например квартира, в которой жил я, не имела туалета и ванной. Но, думаю, это был весьма необычный дом - с парадным входом в квартиру прямо с Сивцева Вражка и чёрным ходом во двор. Это был целый особый мир, мир старой деревянной Москвы, к середине 1970-х почти полностью уничтоженной. Тот уродский, но пафосный кирпичный объект, который стоит на месте моего двора сегодня, даже в первом приближении не подходит под звание «архитектурной ценности». Так что если сегодня старые дома сносят и на их месте строят новые, но хотя бы сохраняя внешний вид, то в 60-70-х дома на Арбате сносили, а на их месте строили кирпичные и блочные уродские многоэтажки.
С расселением тоже вопрос интересный. В советские времена, выселяемым жителям предлагалось сделать выбор с трёх попыток. То есть предлагался первый ордер; если он не устраивал жителя, ему давали второй ордер, если не устраивал второй - третий. Что было с теми, кто отказывался принять и третье предложение, я не знаю. Говоря по правде, очень многие с радостью переезжали в новые дома с отдельными квартирами, горячей водой и «всеми удобствами». А на месте снесённых домов или домов, подвергшихся капитальному ремонту, появлялись различные советские конторы. Так было, например, с домом в псевдоготическом стиле напротив театра Ермолова, в котором расположен ювелирный магазин (дом с рыцарями).
Так что от духа старой Москвы мало что осталось уже к середине 1970-х. Так, какие-то отдельные закутки. Ну а сейчас подчищают оставшееся. А что сделали с Остоженкой - это да, мрачно. Хотя, положа руку на сердце, там поставили немало красивых домов. Они никаким боком не имеют отношения к старой Москве, но хотя бы не вызывают эстетического отвращения, как жуткий советский новострой 70-х годов.
Кстати, возможно идея сносить и заново строить «точную копию» родилась у нынешних московских градостроителей после того, как был восстановлен Храм Христа Спасителя. А Ресин, мечтающий снести Венецию и по новой её построить - это да, сила. Впрочем, ничего странного. Люди без роду и племени, вылезшие «из грязи в князи» просто в принципе не могут понять, в чём может быть ценность старого дома. Ведь их приучили, что раз в год-два надо менять телевизор, часы, телефон и т.п. То есть состарившееся должно быть безжалостно выброшено на помойку. Так чем старинный обветшалый особняк лучше старой модели «Мерседеса»? С их точки зрения, потомок Муравьёва-Апостола, вложивший кучу денег в реставрацию дома своих предков - идиот. Умные только они - рассматривающие мир вокруг только как одну бесконечную лоханку, из которой надо выжирать самые вкусные и жирные куски.
Москва