Leave a comment

serhiollll May 3 2020, 10:23:59 UTC
1937 год. 01 мая. СССР. Москва. Бойцы 1-ой Московской Пролетарской дивизии Красной армии на параде. Автор фото - Фишман Б.

Reply

germanych May 3 2020, 14:09:40 UTC
Помню, меня ещё в детстве смущали эти каски, так похожие на немецкие.

Reply

vostokov_v May 3 2020, 17:19:00 UTC
Коммунисты были похожи на фашистов не только внешне, но фактически были зеркальным отражением друг друга. Один вождь - Сталин и Гитлер, одна партия в стране - ВКП(б) и НСДАП, тайная полиция - НКВД и Гестапо, молодежная организация - комсомол и гитлерюгенд, однопартийная печать - газета Правда и Фёлькишер Беобахтер, лагеря уничтожения - ГУЛАГ и Освенцим, идеология - Мировая революция и Мировое господство, тоталитарный контроль за гражданами.

Reply

germanych May 3 2020, 17:44:34 UTC
Разница только в том, что фашизм и нацизм появились как реакция на красную заразу. Если бы не было угрозы коммунизма, ни Муссолини, ни Гитлер не пришли бы к власти.

Reply

vostokov_v May 4 2020, 04:31:28 UTC
Конечно, другим народам было страшно от русской Мировой революции. Представьте, сейчас китайские коммунисты заявили бы, что они хотят устроить Мировую революцию во всем мире. Мы бы тут все напряглись от такой наглости.

Reply

bozkurt_turan May 4 2020, 07:33:27 UTC
Китайские коммунисты в наше время борются за мировое господство другими путями, молчаливо. А вот борцуны-68 и разного рода Новые Левые очень даже тащились от Мао Цзэдуна, а также Че Гевары, Кастро, Хо-ши-Мина и других (добродушный умеренный Брежнев был для них слишком скучным и миролюбивым, а вот те, кто покровавей - те крутые!), так что нет у меня сомнений в том, что китайские спецслужбы имели отношение ко всем тогдашним бунтам, потому что кубинские точно имели.

Reply

germanych May 4 2020, 13:17:31 UTC
Так и напряглись. Ещё в 1969 году. Потом целых десять лет по ТВ гоняли фильмы про китайский гегемонизм. А потом снова успокоились.

Reply

germanych May 3 2020, 18:02:39 UTC
Кстати, гестапо, вопреки тому, что об этой структуре писали в советских книжках и показывали в фильмах, была довольно небольшой организацией и в своих правах и возможностях даже близко не походила на НКВД. Лишь после покушения в 1944 году Гитлер спустил всех собак и дал полную свободу рук репрессивным структурам. Мюллер очень поздно вступил в НСДАП. Старые функционеры его считали подозрительной фигурой и не давали разрешение на вступление.

Вообще, хотя между СССР и Третьим Рейхом и фашистской Италией конечно есть общие типические черты (подавление всех несогласных, репрессивный аппарат, концлагеря), однако более глубокое изучение показывает, что отличий было куда больше. Во-первых, в отличие от СССР у них был разрёшен частный бизнес. Некоторые ограничения в Германии были, но не идеологические, а чисто бюрократические (чтобы открыть свой бизнес, надо было кучу инстанций пройти). Во-вторых, само отношение к закону. Гитлер и Муссолини не были узурпаторами власти, как большевики. Оба были избраны. Оба получили чрезвычайные полномочия легитимно - Муссолини от короля, а Гитлер от парламента на ограниченный срок (легитимность он ликвидировал уже благодаря войне во вторую его фазу, когда потребовал дополнительных полномочий для тотальной войны). В-третьих, бывшие враги режима не репрессировались, если они в самом деле не вели подрывной деятельности (ну тот же Мюллер до 1933 года был врагом наци). В-четвёртых, в Германии и Италии никогда не было ничего похожего на советский 1937 год (по крайней мере до июля 1944 года, когда шла война на полное уничтожение). В целом в мирный период Италия и Германия были авторитарными, но не тоталитарными режимами. Более того, в Англии было огромное количество аристократов, симпатизирующих Муссолини и Германии. А между режимами Франклина Рузвельта и режимом Гитлера - оба пришли к власти в 1933 году - было очень много общего (в экономическом плане). Порой сложно понять, кто у кого «мыл» идеи - Рузвельта у Гитлера или Гитлер у Рузвельта. Даже название «Новый курс Рузвельта» очень напоминает «Новый порядок» Гитлера.

Ну и кроме того, техническое развитие Германии и Италии с одной стороны и СССР с другой - были просто несопоставимы. Естественно, у Гитлера в багаже навсегда останется преступная политика против евреев и прочих «неарийских народов». Если бы не это, Гитлер выглядел бы в глазах потомков совершенно иначе. А у Муссолини даже этого не было.

Ну и потом надо помнить, что в силу угрозы коммунизма, большая часть европейских стран 30-х были либо авторитарными режимами, либо монархиями с сильными симпатиями к фашизму. Строго говоря, единственной страной, которая сильно напоминала либеральную демократию современного образца, была только Франция (ну ещё Швейцария и т.п., которые погоду не делали). А основной кусок Европы - Германия, Италия, Испания, Португалия, Великобритания, Польша, Румыния, Болгария прибалтийские республики - всё это были авторитарные антикоммунистические режимы.

Reply

vostokov_v May 4 2020, 04:52:40 UTC
Европейские идеи правовой культуры и верховенства права сохранились даже у фашистов и нацистов. Это только Ленин мог заявить, что закона и морали нет, есть террор, "все что служит делу Революции - все законно".
Кстати, удивительно наплевательское отношение Ленина к праву и закону. Он же заканчивал юридический факультет, полгода поработал адвокатом в суде. А нравственный уровень у него был на уровне "готтентотского".
В социологии есть такое понятие "готтентотская мораль". Британцы в конце 19 века встретились в Южной Африке с племенем готтентотов и были поражены их моралью: "Если у меня украли корову - это плохо, если я украл корову - это хорошо". Вот у Ленина было моральное развитие на уровне африканского племени.

Reply

iweekendwarri0r May 4 2020, 06:34:31 UTC
Да, удивительное, но его сильно имхо переоценивают - Ленин без революции это в очень малой мере бывший выпускник юрфака и в очень большой бездельник-идеалист, живущий на пожертвования немногочисленных фанатиков. А с революцией ему очень сильно повезло - Троцкий благодаря своей упертности и красноречивости был председателем Петросовета, он и рекомендовал Ленина этому самому совету как человека, который в состоянии заниматся вопросами организации рабоче-крестьянской власти и государства. Кем был бы Ленин без этой рекомендации?! Никому не известный, сторонники хоть и фанатично преданные, но очень малочисленные. Пока он донес бы свои идеи до масс уже прошло бы Учредительное собрание, Германию победили, война кончилась и он со своими фанатичными идеями оказался бы просто никому не нужен, совсем.

Reply

vostokov_v May 4 2020, 17:11:29 UTC
Ленина сложно переоценить. При всей нелюбви к его идеям нельзя не признать его звериное чутье к власти, талант натравливания бедных на богатых, талант провокатора и талант организатора массовых репрессий. За полгода покрыть страну ячейками ВЧК и начать массовые расстрелы - это не каждый сможет.
Хотя, конечно, ему повезло с историческим моментом. Страна устала от войны, генералы вынудили царя отречься, масса оружия на руках у крестьян, ненавидящих помещиков.

Reply

germanych May 4 2020, 13:23:10 UTC
Да, кстати. Не задумывался об этом кажущемся парадоксе. В самом деле, Ленин мог бы стать юристом, но в своей политической практике только тем и занимался, что нарушал законы. До революции - царские, а после захвата власти - собственные же законы.

Reply

vostokov_v May 4 2020, 17:28:20 UTC
Уважение к праву и закону воспитывается столетиями. Суд присяжных в Англии появился в 12 веке, в России - в 1860-х годах. В отсталых странах все решается по праву сильного. "Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло".

Reply

germanych May 4 2020, 20:26:01 UTC
Тем не менее, не все же в России стали такими, как Ленин.

Reply

bozkurt_turan May 4 2020, 07:37:00 UTC
Итальянцы вообще массово переходили из антифашистов в фашисты, потом снова в антифашисты и т.д. Причем как прежнее членство в антифашистских организациях не вызывало репрессии против них при Муссолини, так и после свержения Муссолини и поражения фашизма бывших рядовых фашистов никто не репрессировал. Сказочник Джанни Родари известен у нас как коммунист, но он начинал в фашистской партии Италии. Писатель Курцио Малапарте ("Шкура", "Капут", "Волга рождается в Европе", "Техника государственного переворота") несколько раз менял свою принадлежность с фашизма на антифашизм и наоборот, а кончил жизнь вообще маоистом. И т.д. И итальянский фашизм был очень модернистским, он же с таким движением в искусстве как футуризм (Маринетти) был неразделимо связан.

Reply

germanych May 4 2020, 13:31:00 UTC
У Эко в романе «Таинственное пламя царицы Лоаны» это достаточно хорошо описано. Хотя роман конечно антифашистский.

Reply


Leave a comment

Up