Первый - это описание конкретно тех, кто жил и действовал в этих древних тюрских каганатах. Второй - это описание тех народов, которые не являются наследниками древних тюрок, но чей язык был создан во многом на основе тюркского.
Первый - это т.н. голубые или небесные тюрки, кёктюрки, они же тюркюты. Но их соседи, с которыми они воевали и торговали, тоже были в основном тюркоязычными. Предки кыргызов, предки уйгуров, каракидани и пр. Больше того, в тюркских языках нет разницы между словами тюрк и турок, так что современные анатолийские турки - это и есть народ, который называет себя тюрками, türkler. И эти самые анатолийские турки во все времена воевали не только с европейцами, но и с другими тюркскими народами. Тимур Аксак воюет с османом Баязитом, но и та, и другая сторона - тюркоязычны. Досмамбет воюет под Азовом с турками, и обе стороны тюркоязычны. И т.д. На эту проблему указывали еще соратники Мустафы Кемаль-Паши, будущего Ататюрка, когда он провозглашал Республику. Ведь по первому предложению она должна была называться не Турецкой Республикой, а Анатолийской Республикой. Чтобы не претендовать на всех тюрков, и потому что еще до начала ХХ века слово "тюрк" в Османской империи означало деревенщину. Если спросить тогда жителя Истанбула, турок ли он, он отвечал, что нет. - А кто же вы? - Я мусульманин. Турок было синонимом каратюрка, т.е. отсталой деревнщины из Урумги, Восточной Анатолии. Только после революции Младотурков начали турки делать упор на турецкий национализм, но в многонациональной Османской империи это не могло не привести к внутренней напряженности, что стало одной из причин поражения Османской империи в ПМВ, и взаимной резне с греками, армянами, сепаратизма арабов и пр. Только потом, потом, уже после Войны за независимость, Мустафа Кемаль-Паша стал укреплять турецкий национализм. Именно тогда появились его знаменитые слова "Не мутлу Тюркюм дийене", "счастлив тот, кто может назвать себя турком". А еще 20 лет назад люди на слово "турок " обижались.
Первый - это т.н. голубые или небесные тюрки, кёктюрки, они же тюркюты. Но их соседи, с которыми они воевали и торговали, тоже были в основном тюркоязычными. Предки кыргызов, предки уйгуров, каракидани и пр. Больше того, в тюркских языках нет разницы между словами тюрк и турок, так что современные анатолийские турки - это и есть народ, который называет себя тюрками, türkler. И эти самые анатолийские турки во все времена воевали не только с европейцами, но и с другими тюркскими народами. Тимур Аксак воюет с османом Баязитом, но и та, и другая сторона - тюркоязычны. Досмамбет воюет под Азовом с турками, и обе стороны тюркоязычны. И т.д.
На эту проблему указывали еще соратники Мустафы Кемаль-Паши, будущего Ататюрка, когда он провозглашал Республику. Ведь по первому предложению она должна была называться не Турецкой Республикой, а Анатолийской Республикой. Чтобы не претендовать на всех тюрков, и потому что еще до начала ХХ века слово "тюрк" в Османской империи означало деревенщину. Если спросить тогда жителя Истанбула, турок ли он, он отвечал, что нет. - А кто же вы? - Я мусульманин. Турок было синонимом каратюрка, т.е. отсталой деревнщины из Урумги, Восточной Анатолии. Только после революции Младотурков начали турки делать упор на турецкий национализм, но в многонациональной Османской империи это не могло не привести к внутренней напряженности, что стало одной из причин поражения Османской империи в ПМВ, и взаимной резне с греками, армянами, сепаратизма арабов и пр. Только потом, потом, уже после Войны за независимость, Мустафа Кемаль-Паша стал укреплять турецкий национализм. Именно тогда появились его знаменитые слова "Не мутлу Тюркюм дийене", "счастлив тот, кто может назвать себя турком". А еще 20 лет назад люди на слово "турок " обижались.
Reply
Reply
Leave a comment