Примерно год тому назад я написал пост
«По страницам журнала Юный Техник». В том тексте я отметил, что «журнал в самом деле был неплох». При этом пробежался по некоторым забавным советам из этого журнала, советам, характерным для советского убогого быта. Я имею в виду классические советские советы: «как из бесполезного говна сделать полезное говно, которое может в повседневной жизни заменить нужную вещь, которую купить невозможно». Позднее я опубликовал этот же материал (в несколько адаптированном виде) на своём
канале на Дзене. В эту и другие подобные публикации для комментирования до сих пор приходят разные читатели. Естественно, одна часть их с автором «несогласная категорически». Их общий тезис таков: «На примерах из этого журнала мы учились творить своими руками, а сейчас молодёжь только в игрушки играет, да в гаджеты пялится на котиков». Ну то, что эти «создатели своими руками» создавали в основном убогий хлам, которым гордиться как-то стыдно, я молчу. Равным образом молчу, что я не сравниваю «тогда» и «сейчас», а сравниваю «тогда в СССР» и «тогда на Западе». Равным образом я не хочу говорить о том, что творческие натуры в обществе всегда в меньшинстве. Но при этом это примерно одинаковый процент. Так что сейчас творцов своими руками ничуть не меньше, просто им творить легче - не надо усиленно искать материалы и инструменты для своего творчества. То есть ничего не поменялось, просто любители СССР современностью не интересуются. Но вот, пожалуй, если говорить про условное «радиолюбительство», то в советское время конечно людей, которые готовы были лудить-паять, было больше, чем сейчас.
Термин «радиолюбитель» я использую расширительно. В узком смысле - это человек, который увлекается сеансами связи с удалёнными абонентами при помощи специальной аппаратуры. Ну вот как девочки с постановочной фотографии в начале этого поста. Но я имею в виду то явление, или, скорее даже целое движение в СССР - своими руками создавать разные полезные радио-электронные приборы.
У Александра Митты есть известный подростковый фильм «Точка, точка, запятая», снятый в 1972 году. Очень люблю этот фильм, кстати (а то у меня иногда спрашивают, какие фильмы мне нравятся и почему-то уверены, что я обожаю фильмы типа «Мститель»).
Кадр из фильма «Точка, точка, запятая» (1972 г.)
По сюжету фильма «Точка, точка, запятая» половозрелый десятиклассник долбоёб-переросток Лёша Жильцов влюбляется в умную девочку Женю Каретникову из своего класса и под её влиянием начинает увлекаться физикой, а в итоге и электротехникой. Лёша научился разбираться в схемах устройств, паять их и в итоге это его умение приносит победу его команде на специальной зимней эстафете, финалом которой было задание - спаять радиоприёмник, поймать «Маяк» и пустить по громкой связи.
Кадр из фильма «Точка, точка, запятая» (1972 г.). Лёша Жильцов паяет какую-то хрень.
Таких как Лёша Жильцов в советское время было немало. Собирали не только радиоприёмники. Во второй половине 70-х - начале 80-х многие собирали свето- (или цвето?) музыки, НЧ-усилители и т.п.
Сейчас тоже есть люди, которые занимаются ручным изготовлением разного рода электронных устройств. Однако, думаю, такого ажиотажа, как в советское время, уже нет. Почему?
Ответ очевиден. Ну кому сейчас придёт в голову идея самостоятельно собирать усилитель? Для чего это нужно? Иди в магазин и покупай любой. Прямо вот сразу. Усилитель можно выбрать на любой вкус и кошёлёк - от нескольких тысяч до несколько десятков тысяч рублей. Скажем, двухканальный усилок с мощность 50 Вт на каждый канал и диапазоном 20Гц-30кГц можно купить тысяч за пять-семь. Это очень дёшево. Да к тому же выбор очень большой.
В брежневском же СССР с усилителями была засада. Их и в Москве было не так уж чтобы сильно много. А цены были просто конские. Помню, первый свой стереоусилок «Электрон 104-стерео» с 15 Вт на канал я купил в начале 80-х за 240 рублей. 240 грёбанных советских рублей! Вот так вот он выглядел:
На фото: советский усилитель «Электрон 104-стерео». (Муромский завод РИП, выпуск с 1977 года.)
Правда он был ещё с двумя колонками (довольно убогими). Такой миленький «ситцевый» советский дизайн. Его металлический съёмный кожух был оклеен плёнкой «под дерево», о которой мечтали многие советские хозяева, чтобы сделать ремонт у себя на кухне. Мы включали в этот усилок две гитары и микрофон и врубали на полную мощь. Ого-го как орало! А когда я дома подключал к нему магнитофон с Битлами, выставлял колонки на окно и делал на полную громкость, то слышно было на соседней улице. В общем, не самый лучший усилитель, но громкий. Однако цена - я его смог купить только потому, что мне стукнуло 16 лет и мне были преподнесены в подарок соответствующие денежные средства. А то где бы я взял 240 рублей в 16 лет?
Ещё был отдельный усилитель у бас-гитары. Точного названия я не помню, но это было что-то в этом роде:
На фото: Усилитель «Трембита-101» (Львовский завод им. Ленина, с 1973 года.).
У него тоже была своя колонка гигантских размеров. И тоже это добро стоило за 200 рублей. То есть для группы из трёх гитар в самом нищенском варианте требовалось минимум два усилителя, общей стоимостью в полтысячи рублей. А по хорошему надо было на каждую гитару по усилку и отдельно для микрофонов. Про барабаны даже не упоминаю (какая школьная группа в добрые советские времена подзвучивала барабаны?). То есть цены были, повторюсь, конские. Да и хороших усилителей в те добрые ламповые времена даже в Москве было мало.
Сразу предвижу возражения и ссылки на разные красивые картинки с советскими усилками. Граждане, идите сразу лесом. Я говорю про брежневские и андроповские времена. А львиная доля красивых советских усилителей - это уже после 1985 года стало появляться. Благо Горбачев понял, что советской экономике полный кирдык и чтобы хоть как-то продлить агонию стал таки брать кредиты на Западе. На эти кредиты и навыпускали в конце 80-х немало электронных ништяков, которые совки сегодня с гордостью показывают на фото.
Я сам, когда пришёл из армии в 1986 году, купил себе кассетную деку и вот такой усилитель для неё:
И потом пожалел. Потому что подожди я ещё год-другой, и за те же деньги (кстати, тоже счёт шёл на сотни рублей) мог бы купить куда более крутой аппарат. Много чего хорошего появилось в самом конце 80-х (Слава Горбачёву и западным кредитам!). Но вот в мои школьные и доармейские годы все было куда хуже. Усилителей было мало, а цены очень сильно кусались для молодого советского поколения.
Вот и судите сами: другого выхода, кроме как самим начать паять себе усилки, просто не было. Но если усилитель всё же можно было ещё купить в магазине, то свето (или таки всё же цвето?) музыки в советском магазине нельзя было купить даже гипотетически. Тут уж и вовсе без вариантов - только паять самим.
Резонный вопрос: но если усилитель в продаже шёл по цене от ста рублей и выше, которых у рядового советского школьника не было, то чего выигрывал школьник, берясь за самостоятельную пайку? А выигрывал, на самом деле, очень многое.
Конечно, сегодня у иных граждан разыгралась фантазия и они с огромным энтузиазмом рассказывают, какие низкие цены были в СССР на товары для советских граждан. Ошибочка, граждане, или даже чистое враньё. Дело в том, что в СССР все товары делились на три категории: 1) товары первой необходимости, 2) товары повышенного спроса и 3) товары «роскоши». К 1-й группе относились основные продукты (хлеб, мясо-молочная, яйца, бакалея, простая одежда типа рубашек, трусов и треников). Вот на эту группу товаров цены и в самом деле были низкими. А ценообразование на 2-ю и 3-ю группу товаров могло быть разным. Во 2-й группе могли быть товары с низкой ценой. Скажем, та же докторская колбаса. А могли быть и очень дорогие.
А уж 3-я группа - это очень дорогие товары с очень большой разницей между себестоимостью и продажной ценой. «Товарами роскоши» это не я их назвал - они так назывались вполне официально. К этой категории относились автомобили, хрусталь, мебель типа стенок и сервантов и все товары, которые так или иначе относились к радиоэлектронике (телевизоры, магнитофоны, усилители, многие проигрыватели, фотоаппараты и т.д. и т.п.). Они стоили, повторюсь, не просто дорого, а очень дорого. Но даже при этом большинство из них из них всё равно попадали во 2-ю категорию - «товары повышенного спроса», то есть пресловутый дефицит,
А вот радиодетали при этом стоили относительно дёшево.
Не все конечно. Например, микросхемы стоили довольно дорого. Но микросхемы для усилителя не нужны, да и актуальны они стали уже ближе к середине 80-х. А то, что нужно для усилителя, самое дорогое, это наверное транзисторы. Но купить можно. Можно в том смысле, что школьник может накопить на них тугрики. Однако в силу советской специфики купить все детали для усилителя конечно было нельзя. Ну не было в магазинах некоторых деталей. А вот украсть где-то, или выменять на что-нибудь, было можно. Таким образом, собранный своими руками усилитель хотя и выглядел уродски, но обходился куда дешевле того, который продавался в магазине. А были умельцы, которые делали такие вещи, что и заводскую продукцию превосходили.
Так что довольно массовое увлечение электротехникой и электроникой в СССР имело суровую бытовую подоплёку - просто иначе большинство любителей не могли обеспечить себя тем, что им хотелось иметь (коротковолоновые радиостанции, усилители, с/цветомузыка и т.п.).
Сейчас эта мотивация исчезла. Ну нет необходимости самому собирать усилитель . Выбор в магазинах, а особенно в интернет-магазинах - огромный. А цены для многих бюджетных моделей очень низкие. Так для чего травить себе платы, а потом дышать расплавленной канифолью? Тут уж если кто этим делом и занимается, то в самом деле только из очень большой любви к этому виду деятельности. Потому что с одной стороны это конечно в самом деле увлекательно: взять лист со схемой устройства, а через некоторое время сделать это устройство и включить его. Завораживает. Правда сегодня любой такой мастер имеет такое количество инструмента и деталей, от одного созерцания которых советский радиолюбитель моментально кончил бы.
Но есть ещё одно обстоятельство. Как я уже сказал, некоторые асы в советскую эпоху могли дома или на работе сделать такие устройства, что получались лучше заводских. Например, я служил в радиотехнических войсках ПВО. Сам я никогда большим асом электронных дел не был. Конечно, если надо что-то отпаять, припаять - это я могу. Схему читать умею. Но так чтобы с нуля собрать что-то вроде усилителя - это точно не ко мне. Однако были у нас ребята - спецы. Их даже от тягот и лишений службы освобождали, чтобы они для офицеров делали аппаратуру (всё те же усилители, с/цветомузыку и т.д.). И корпуса такие делали, что прямо как из магазина.
Но почему такого рода мастера могли собирать такие устройства вручную? Да потому что технологии были ещё достаточно простые.
Усилитель можно собрать в домашних условиях. А вот микропроцессор ты не соберёшь. Не соберёшь сам видеоплату. И материнскую плату вытравить в домашних условиях - процесс не для слабонервных. С другой стороны, это всё можно легко купить: нужную материнку, процессор с кулером, корпус с БП, планки памяти, SSD (ну или по старинке, HD), видеокарту ту же, и так, по мелочам. Вставил всё это куда положено, привинтил аккуратными винтиками или защёлкнул защёлками. Всё. Компьютер готов. Нечто вроде детского конструктора. Только на выходе полноценное изделие, ничем не отличающееся от заводского варианта. Но творчества тут никакого нет. А потому - и интереса нет. Единственное что надо уметь - выбрать все комплектующие в зависимости от своего бюджета.
На фото: материнская плата Intel.
Ну а какой-нибудь смартфон даже так собрать не получится. Он продаётся полностью готовым. Дома такой собирать? Ну это, как минимум, странно.
То есть работают два обстоятельства. Во-вторых - усложнение и миниатюризация процессов при производстве электронных устройств. А, во-первых - исчезновение главной потребности советского человека что-либо мастерить. А главной потребностью советского мастеринга было желание снабдить себя какими-то нужными вещами, которые было невозможно или очень дорого купить в советском магазине.
Зачем вы будете делать своим руками какую-то вещь, которую проще и, кстати, дешевле, купить в магазине? Таким образом, сегодня этим делом занимаются только исключительно ради хобби.
Хотя, конечно, ещё есть индивиды, которые вызывают оторопь своей решимостью доказать, что земля плоская.
Вот читатель (
andrey_fos) прислал мне вырезку (кликабельно):
В этой статье некий сельский любитель рассказывает, что у него дома более 20 лет хранились советские светодиоды. Но любитель их никак не мог использовать, поскольку яркость советских светодиодов была недостаточной для каких-то его целей. Положим, я думаю, что он врёт. Скорее всего просто упёр с завода - ибо советского времени такие светодиоды были драгоценностью - а для чего они ему нужны и сам не знал. В СССР так часто было - если была возможность что-то украсть, крали, а уж только потом решали, для чего.
В общем есть проблема - диоды есть, но они неяркие. И как решает проблему этот любитель? Он покупает новые светодиоды, например, заказав их в интернет-магазине? Нет, советский «мастер на все руки» до этого не опустится. Он начинает заниматься онанизмом. Высверливает старые светящиеся элементы из старых советских светодиодов, на их место вставляет новые (всё же купленные где-то), заливает эпоксидной смолой. Словом, резвится на всю катушку. Потом описывает этот процесс и посылает в журнал. А заканчивает статью эпохально: «Такой вариант доработки <доработки, бля! - прим.автора> может быть актуальным, если расходы на модернизацию корпусных светодиодов дешевле, чем приобретение новых». А новые, отмечу, стоят от 5 до 10 рублей за штуку. Причём разных цветов. Но сверлить, вставлять, паять, заливать для этого чудака дешевле.
На фото: светодиоды в интернет-магазине Чип и Дип.
И я стопроцентно уверен, что оный А.Бутов из села Курба Ярославской области при любой возможности любит порассуждать о том, что сделанное своими руками лучше покупного. И вообще, как хорошо, что в СССР люди умели «делать своими руками», а «сегодня не умеют». При этом сам делает - да, своими руками, никто не спорит - какое-то гумно, вместо того, чтобы за копейки приобрести такую же, но качественную вещь. И всё только для того, чтобы сказать: «у меня стоят советские светодиоды». 20 лет человек их хранил, а потом додумался. Но это уже не лечится. Впрочем, если человеку хочется именно так убивать своё время - это его личное дело. Ибо он хорошо знает, что в любой момент купит всё, что ему надо. Ведь даже для такого рода «доработки» он купил комплектующие в магазине, а не изготовил их из старых стержней для авторучки.