Почему советский театр был близок к смерти в 1958 году?

Nov 01, 2018 05:33





Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

О том, что театра скоро умрёт сказал, если помните, один из участников посиделок, который дала аферистка Людмила в фальшивой профессорской квартире. Точные его слова в споре о телевидении: «Театр действительно скоро отомрёт…». Дело было в 1958 году - именно летом 1958 года начинается сюжет фильма. Но я сегодня не про фильм. Я когда-то утверждение про скорую смерть театра воспринимал поверхностно. «Наверное в 50-х в театре и в самом деле ничего интересного не шло» - примерно так мимолётно думал я в этой сцене. А сейчас вдруг (возможно в связи с ретроспекцией своих старых текстов про этот фильм) я вдруг подумал: нет, ну а почему советские театр в 1958 году был настолько близок к смерти, что указанный молодой человек (он на заглавном фото произносит свою тираду) произносит это утверждение, как нечто само собой разумеющееся? И решил я найти театральные афиши того времени, чтобы изучить, а что тогда шло в театрах. И что характерно - нашёл.



В чём мне, как и с программками телевидения, помогла газета «Правда». Кстати, в том 1958 году, несмотря даже на прошёдший два года тому назад XX съезд КПСС и разоблачение культа личности Сталина, имя Сталина ещё не было убрано из сферы публичного поклонения. И газета «Правда» печаталась в типографии «Правда», которая ещё носила имя Сталин:



Этот факт, впрочем, к затронутой теме отношения не имеет. Его я упомянул просто исторического интереса ради. Так вот, театральная афиша - какой она была в 1958 году? Я не знаю, в какой конкретно день и месяц аферистки Люда и Катя собрали за своим столом потенциальных женихов, которые подцепила Людмила в разных местах Москвы, поэтому я взял первый попавшийся номер газеты «Правда». Это оказался №118 (14512) за 28 апреля 1958 года, понедельник. На последней (6-й) полосе этого номера, в правом нижнем углу, то есть в самом конце, была напечатана афиша московских театров на указанную дату. Вот она:



Ну что можно сказать? Во-первых, сразу бросаются в глаза классические постановки или постановки на классические темы: «Идиот» в театре им.Вахтангова, «Дядя Ваня» (МХАТ им.Горького), «Сонет Петрарки» (театр им.Ермоловой), «Весёлая вдова» (Театр оперетты). Театр им.Станислоавского предлагает спектакль «Боккаччо». Самым известным произведением Джованни Боккаччо, я полагаю, является «Декамерон». Однако сильно сомневаюсь, что в 1958 году в московском театре могло идти что-то, хотя бы отдалённо напоминающее «Декамерон». Так что, скорее всего, это была постановка по биографии Боккаччо. «Девушка с кувшином», которую предлагал заценить Драмтеатр - это видимо спектакль по произведению испанского драматурга первой половины XVII века Феликса Лопе де Вега (или де Веги?). Это любовная история, нечто что вроде «Собаки на сене», хотя сюжет совершенно другой (благородная девушка скрывается под личиной служанки). Театр им.Моссовета даёт спектакль «Катрин Лефевр», за авторством В.Сарду и Э.Моро, которые творили во второй половине XIX века. «Катрин Лефевр» - пьеса, действие в которой происходит во Франции времён Наполеона.

Помимо крепкой классики имеются спектакли на современную тематику. Драмтеатр им.Станиславского предлагает комедию Эмиля Брагинского «Раскрытое окно». Это, кстати, первая пьеса Брагинского, написанная для театра как раз в 1958 году. В этой комедии был занят Евгений Леонов, Майя Менглет и Евгений Урбанский. Как утверждают, зрители при просмотре смеялись, а критика обвиняла Брагинского в отсутствии чувства юмора. Говорят, именно на этой комедии Брагинский познакомился с Эльдаром Рязановым, с которым позднее они много чего натворили. «Писатели и театры уходят в мирок обывательских интересов, сентиментальных перипетий, нарочито неустроенных судеб…» - писали критики про эту пьесу «о молодых героях, ищущих счастья, смысла в жизни». А в Ленинграде, кстати, в «Раскрытом окне» играла молодая Алиса Фрейндлих.

Евгений Леонов выглядел тогда примерно так. Правда это не фото его роли в «Раскрытом окне», а его работа в фильме «Повесть о молодожёнах» 1959 года.


Театр Сатиры предлагал посмотреть «Тень» - сказку Евгения Шварца. Сам Шварц, кстати, в том 1958 году умер. Это произошло 15 января. Возможно пьеса шла в память о нём. Но написана она была ещё в далёком 1940 году.

Ещё один пьеса на современную тему - «Колесо счастья» братьев Тур в театре имени Ленинского Комсомола. Братья Тур - это был коллективный псевдоним творческого дуэта: Леонида Тубельского и Петра Рыжея. Самым известным их произведением является сценарий комедии «Беспокойное хозяйство», которая и сегодня смотрится вполне неплохо. А вот цитата из старой аннотации на спектакль «Колесо счастья»:

«Пять лет не сходит со сцены театра имени Ленинского комсомола пьеса братьев Тур "Колесо счастья". Это не случайно. В истории двух студентов-дипломников - Антона Кочергина и Бориса Свиридова, оказавшихся соседями по комнатам в общежитии высотного здания Московского университета на Ленинских горах, - много жизненной правды. Подвергая большим испытаниям честность и принципиальность в их отношениях друг к другу, авторы раскрывают сокровенные тайники души каждого из молодых людей, обнажают их человеческую сущность и подлинное лицо. Пьеса посвящена многим актуальным вопросам этики и морали советского студенчества…»

Честно говоря, как-то не очень. Нет желания всё бросить и бежать смотреть этот спектакль



Ну а что приготовил зрителям 1958 года театр им.Пушкина? Спектакль «Белый лотос». Читаем аннотацию этого спектакля:

«Пьеса «Белый лотос» написана В. Винниковым и Ю. Оснос по мотивам древнеиндийского драматического эпоса Шудрака «Глиняная повозочка». Несмотря на значительное обновление, пьеса сохранила колорит седой старины и прелесть наивной, но благородной поэтики древнего эпоса. Благородная, чистая любовь разорившегося брамина Чарудатты к баядере Васантасене, грубая животная страсть и гнусные интриги сластолюбивого царского шурина Санстанаки, победоносное восстание низов против ненавистного народу царя, возглавленное мужественным пастухом Арьякой, - вот что образует основу сюжетного действия пьесы…»

Фрагменты спектакля «Белый лотос» драмтеатра им.Пушкина.


В общем, сильно на любителя. Позднее для ценителей таких спектаклей в кинотеатрах стали крутить индийские фильмы.

Из самых молодых зрителей приглашает основанная в 1956 году театр-студия «Современник» на спектакль «Никто». Спектакль «Никто» был поставлен Анатолием Эфросом по пьесе итальянского комедиографа Эдуардо Де Филиппо «De Pretore Vincenzo» (1957). Вора Винченцо играл Олег Ефремов.

На фото: Светлана Боровикова и Евгений Леонов в спектакле по пьесе Эдуардо Де Филиппо «De Pretore Vincenzo», правда в постановке Драмтеатра им.Станиславского, а не «Современника»


Ну и так, до кучи: «Плясунья» театра «Ромэн», японский традиционный кукольный театр, «Сердца должны гореть» Омского драмтеатра (наверное что-нибудь про Комсомол) и - Цирк с программой знаменитой дрессировщицы диких животных Ирины Бугримовой.

На фото: Ирина Бугримова со своими воспитанниками.


Ну что сказать? Прав или не прав был молодой любитель Роберта Рождественского из фильма «Москва слезам не верит», когда в 1958 году говорил, что «Театр скоро умрёт»?

На мой вкус - скорее прав. Если бы у меня случилась такая возможность, если была бы машина времени и мне предложили на выбор сходить на любой спектакль, перечисленный в этой афише, то я бы безусловно с огромным удовольствием пошёл на «Никто» театра-студии «Современник» и, может быть, на «Раскрытое окно» - просто интереса ради, с чего начинался Эмиль Брагинский. И всё. Больше ничто в этом перечне у меня интереса не вызывает. Наверняка тот же «Дядя Ваня» и «Идиот» были сыграны качественно. Но мне это не интересно. И молодёжи конца 50-х, наверняка, это тоже было уже неинтересно, поскольку вся эта классика в московских театрах шла наверное десятилетиями. В общем, конечно максималистское утверждение «театр скоро умрёт» было сказано во многом, чтобы покрасоваться. Но факт есть факт - в целом репертуар моковских театров 1958 года экстаза не взывает. Поэтому и не удивителен шумный успех «Современника», когда он появился в те годы. И тут точно также, как с концертами классической музыки, которые позднее, уже в 70-х, постоянно транслировали по советскому телевидению. Классика - это круто. Но когда она идёт постоянно неделями, месяцами и годами, а развлекательных передач почти нет ( о чём я уже писал), то классическая музыка сильно поднадоест. Вот такое у меня мнение по данному вопросу.


Театроведение, Советский театр, Совдепия

Previous post Next post
Up