Leave a comment

germanych January 6 2018, 12:06:05 UTC
Ваш комментарий только подтверждает моё утверждение про то, что нам непонятна мораль и нравственность древних греков. Вы находите параллели деталей «Орестеи» в трагедиях Шекспира, т.е. воспринимая детопоедания, убийство сыном матери и т.п. вещи, как нечто ужасное и трагическое само по себе. А для афинянина того период весь этот антураж был не более ужасен, чем для нас сцена купающегося в ванной Ипполита в ондатровой шапке. Это была повседневная жизнь древних греков. И для них трагизм был вовсе не в том, что кто-то по скушал своих детей или что кто-то этих детей убил и зажарил. Кстати, Атрея-то даже не заклеймили, как злодея. Ну убил он детей брата и зажарил - так правильно сделал, брат же у него трон хотел отобрать. Вот мораль афинян. А трагизм в общей ситуации, когда проклятие от Пелопа распространяется на всех его потомков. Весь это каннибализм и кровосмешения - это лишь демонстрация того, как именно распространяется проклятие от поколения к поколению. Идеи проклятия, идущего от отца к сыну и далее в «Гамлете» даже близко нет. Просто потому, что европейцев - даже времён Шекспира - идея проклятия была малопонятна, если не вообще отсутствовала.

А «Гамлет», если уж на то пошло, восходит к древнеегипетскому мифу об Осирисе. Тому эпизоду, когда мёртвый Осирис приходит во сне к своему сыну Гору и рассказывает, как его убил его брат Сет и призывает Гора свергнуть Сета. Что Гор и исполнил. Правда концовку Шекспир подправил. В оригинале Гор изгнал Сета и стал править сам. У Шекспира Гор (Гамлет) погибает, свершив месть.

То есть, повторюсь - афинскую публику не потрясала сцена убийства детей, скажем, и их поедания, как нас потрясает сцена убийства отца Офелии Гамлетом (если она нас, конечно, потрясает). Внимание афинян приковано к иному - к тому ужасному факту, что некто совершает что-то неприятное богам и получает проклятие. И это проклятие распространяется от отца к сыну, от сына к внуку и т.д. Если кто-то из твоих предков проклят, то ты хоть выше головы прыгай, а всё равно проклятие настигнет и тебя. Спасения нет. Вот в чём для афинян трагедия. А мы весь этот пассаж - то есть вообще всю суть трагедии Эсхила даже не замечаем. Для нас в этом трагедии нет. Более того, мы даже считаем, что все эти рассуждения про проклятие от предка к потомкам - белиберда и ерунда на постном масле. Вот детей зажарили и съели - вот это да. А афинянин бы рассмеялся: что ужасного в том, что кто-то зажарил детей своего врага и дал тому отведать? Это даже смешно. Но ничуть не трагично.

Для афинян это было совершенно естественно. Я не случайно упомянул зверское подавление восстания олигархов на Керкире. Ну вот давайте просто попробуем представить, что демократы должны были сделать с попавшими в их руки олигархами, чтобы оставшиеся в храме решили лучше себя убить, чем попасть к ним в руки? Думаю, там такое творилось, что поедание зажаренных детей - это невинные шалости. А Керкира - так, небольшой эпизодик той войны.

Вот поэтому я и говорю - мораль и нравственность древних греков нам недоступна. Даже там, где нам кажется, мы находим аналогии с нашей цивилизацией, на самом деле аналогиями и не пахнет.

Reply


Leave a comment

Up