В сугубо утилитарном смысле термин криптовалюта обозначает некие электронные единицы, которые могут использоваться в ряде сделок. Никакое государство не обеспечивает этот вид средств платежа. Однако если смотреть на все эти криптовалюты шире, то важным в их сущности является вовсе не то, что они существуют благодаря глобальным компьютерным сетям и китайским фермам для майнинга. Важнее - что это стихийно возникшее средство платежей, не подчиняющееся никаким государственным ограничениям. Это и есть сущность криптовалюты. А электронная форма - это малозначимая акциденция. Ну а как СССР? Были ли в классическом брежневском СССР криптовалюты? Конечно были. Правда они были не такие хайтековские.
Первым, что приходит на ум в плане советской криптовалюты - это конечно поллитра. Не водка как таковая, а именно - поллитровая бутылка водки. В советской сельской местности это была очень твёрдая криптовалюта, с помощью которой можно было нанять работников на весьма широкий спектр работ. Впрочем, в советских городах поллитра также котировалась в качестве платёжного средства.
Безусловной криптовалютой были разные талоны. Например, талоны за сданные килограммы макулатуры весьма котировались в соответствующих кругах советских граждан изнывающих по хорошей литературе. Талон за сданные 5 или 10 кг макулатуры можно было перепродать.
Продуктовые талоны, кстати, криптовалютой не являлись - потому что один из важных признаков криптовалюты - массовость хождения. А талоны на продукты свободного хождения не имели, ибо «самим было мало». То есть конечно, какие-то спекуляции такими талонами имели место быть, но сами талоны криптовалютой не становились. Никто не хранил дома пачку талонов на продукты в расчёте на то, что их можно использовать в качестве суррогатных денег.
В детской среде криптовалютой были фантики от жвачки. На предыдущей фотографии, кстати, моя детская коллекция, любовно собранная в 70-х годах XX века. Конечно, это было ограниченная криптовалюта, поскольку импортной жвачки в брежневском СССР было маловато - на всех советских детей категорически не хватало. Но на красивый фантик, особенно японский с роботами, можно было выменять немало радостей жизни.
В известной степени фиктивной криптовалютой можно считать советские облигации госзайма. При добром товарище Сталине, который очень любил трудящихся, оных трудящихся обдирали как липку, насильно всучая им пачки облигаций госзайма. Поти в каждой советской семье хранились эти пачки, передаваемые по наследству. Старые люди верили, что когда-нибудь государство всё же вернёт «взятое взаймы». И в принципе в итоге государство в самом деле стало гасить эти облигации. Правда те, у кого в 30-х - 50-х были изъяты деньги в обмен на красивые облигации, этого уже не дождались. Ну внукам прифартило. Но я сейчас не про этот мрачный этап обворовывания населения коммунистическим государством. Я про облигации как таковые.
Чеки Внешпосылторга под определение криптовалюты не подходили. Потому что они а) выпускались государством и б) имели фиксированный государственный курс. При этом, разумеется, курс чёрного рынка был иным. Но всё же - это не криптовалюта.
В какой-то степени советской криптовалютой можно считать почётные грамоты. Правда с большой оговоркой. Почетные грамоты, разумеется, нельзя было менять на какие-то материальные активы. Да и продавать было невозможно. Потому что, с одной стороны - это было бессмысленное барахло. Советское государство изобрело его (говорят, что изобрёл лично Сталин), чтобы обманывать простодушных советских трудящихся. Вместо того, чтобы за конкретную дополнительную работу выплачивать конкретные премии, трудящимся чаще всего выдавали почётные грамоты. Поначалу, в 30-х годах, в силу не очень высокого культурного уровня большинства советских людей, это даже работало. Человек в самом деле мог быть счастлив и горд, что ему за ударную работу не заплатили как следует, а выдали кусок картона с яркими картинками.
К 70-м конечно народ стал поумнее. Однако при этом, поскольку почётные грамоты в Совдепе использовались как специфическое средство оплаты труда, то они содержали в себе некоторую экономическую ценность. Ценность эта заключалась в том, что человек, имеющий грамоты, имел преимущества при распределении материальных благ по сравнению с теми, кто грамот не имел.
Также грамоты могли дать дополнительные бонусы. Например, при поступлении в институт абитуриент с кучей грамот (без разницы за что) имел больше шансов на поступление.
А вообще, в стране со скудной материальной жизнью, каковой всю дорогу являлся СССР, криптовалютой могло стать почти всё, что являлось дефицитом или давало возможность получить доступ к дефициту.
АНОНС!
В ближайшие дни я планирую предложить читателям моего журнала совершенно новый формат своих рассуждений о «старом добром советском времени». Так что, как говорится, следите за обновлениями.