Сталин не копировал фашистскую Италию длительное время. Это был только первый этап иденой растерянности в сфере искусства. А когда в 1933 году к власти пришёл Гитлер, вот тогда у Сталина нашёлся настоящий образец для подражания. Мало кто видит, что все значительные визуальные достижения сталинского периода появились уже после 1933 года, то есть тогда, когда Гитлер явочным порядком заявил о новой тоталитарной эстетике.
Не было бы Шпеера и Рифеншталь - не было бы никакого «сталинского ампира» и «сталинского соцреализма». Сталинизм в плане стиля - глубоко вторичен по отношению к гитлеризму. Причём Шпеер настолько въелся в официальный стиль советских построек, что даже новое здание КГБ (ну по отношению к брежневским временам новое, сегодня конечно оно уже не новое), которое поставили рядом с Детским Миром - просто вопиёт к небесам своими цитатами из Шпеера. Замени там только гербы ССР на имперские орлы - и можно в полный рост снимать ремейк про Штирлица.
Но при этом, конечно, СССР имел свою, так сказать, «изюминку» в виде национального колорита «братских республик». Архитектурный ансамбль ВДНХ - это нечто абсолютно уникальное и нигде, кроме как в СССР, появиться не могло. Ну и плюс конструктивизм - это тоже родное. Но Сталину как раз конструктивизм не нравился.
Как мне кажется, Сталинский ампир - это гибрид ар-деко, неоклассицизма и ампира в чистом виде. Шпеер возможно и неплохой компиллятор, но сказать, что его архитектура - это прорыв, по-моему проблематично. Хотя, возможно, что он был вдохновителем наших сталинских придворных архитекторов, но Большой Стиль Сталина в конце концов далеко ушел от наработок Шпеера. Хотя я не претендую на всесторонние знания архитектуры, а просто любитель.
Шпеер был учителем советских архитекторов в первую очередь, как преобразователь государственного пространства в духе тоталитарной идеологии. А как архитектор Шпеер конечно малость суховат. Но не стоит забывать, что эстетику партийных съездов НСДАП также - по крайней мере в начале - создавал Шпеер. Так что его влияние на тоталитарную эстетику куда обширнее, чем просто влияние одного архитектора на других архитекторов.
Не было бы Шпеера и Рифеншталь - не было бы никакого «сталинского ампира» и «сталинского соцреализма». Сталинизм в плане стиля - глубоко вторичен по отношению к гитлеризму. Причём Шпеер настолько въелся в официальный стиль советских построек, что даже новое здание КГБ (ну по отношению к брежневским временам новое, сегодня конечно оно уже не новое), которое поставили рядом с Детским Миром - просто вопиёт к небесам своими цитатами из Шпеера. Замени там только гербы ССР на имперские орлы - и можно в полный рост снимать ремейк про Штирлица.
Но при этом, конечно, СССР имел свою, так сказать, «изюминку» в виде национального колорита «братских республик». Архитектурный ансамбль ВДНХ - это нечто абсолютно уникальное и нигде, кроме как в СССР, появиться не могло. Ну и плюс конструктивизм - это тоже родное. Но Сталину как раз конструктивизм не нравился.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment