Click to view
Игра Far Cry 4 компании Ubisoft вышла в ноябре 2014 года и с тех пор про неё написано немало восторженных отзывов. Игра и в самом деле вышла на диво качественной. Тут вам и просто невероятные по своей реалистичности виды - игрой можно наслаждаться даже без игры как таковой, а просто бродить по огромному пространству и смотреть на изумительные световые эффекты, красоту гор, лесов и т.д. и т.п.(разумеется при наличии хорошее видео-карты; ужатое заглавное видео не даёт возможность полностью оценить качество картинки). Очень хороша динамика персонажей, искусственный интеллект (во всяком случае на самом сложном уровне) тоже доставляет удовольствие - не легко с непривычке противостоять целой команде врагов, которые ведут себя порой так, что кажется, что это в самом деле живые люди. Ну и т.д. и т.п. В принципе, как я уже сказал, все комплименты этой игре уже высказаны. Для меня лично, это игра остаётся уже более года хитом #1 (хитом #2, если интересно, в моём табеле является Crysis 2, ну а #3 - Far Cry 2).
Но вот чего, с моей точки зрения, как-то прошло мимо в многочисленных рецензиях.
Far Cry 4 - классический т.н. шутер от первого лица. Главный герой выполняет задания, которые, собственно, заключаются в уничтожении разных объектов - живых и неживых. И, строго говоря, на прочее особо внимания можно и не обращать. Однако у этой игры есть своя драматургическая основа. В игре вместе с главным героем существует ряд других персонажей, многие из которых имеют свою довольно сложную линию поведения. И всё же персонажей этих в игре так обильно, что основная линия несколько скрыта. То есть не то чтобы прямо спрятана, но проступает неявно.
А основа игры Far Cry 4 - это безусловно без всяких скидок настоящая трагедия, причём даже не в шекспировском, а древнегреческом стиле. Тот сюжет, который разворачивается по мере продвижения вперёд, сделал бы честь самому Эсхилу. Я это совершенно серьёзно. Судите сами (полагаю, что все кто хотел, уже сыграли в эту игру, а кто ещё не играл, наверное и не станет играть, так что нижеследующий спойлер никого не расстроит).
Трагедия (далее я буду описывать Far Cry 4 именно как трагедию, а не как игру) начинается с того, что протагонист - Аджал Гейл приезжает в некую страну Кират (который весьма похож на Тибет) из США. Цель Гейла более чем благородная - он должен упокоить прах своей матери в некоем священном месте.
Кират, в который приехал Гейл, является королевством, управляемым жестоким и циничным королём Пейганом Мином. Это главный антагонист Гейла. Во всяком случае, так кажется поначалу.
Власть Мина не устраивает часть местного населения, которое объединилось в партизанские отряды, называющие себя «Золотой Путь». «Золотой Путь» управляется сразу двумя руководителями:
мужчиной Сабалом и -
в духе современной сексуальной политкорректности - женщиной Амитой.
Их объединяет ненависть к Мину. Но разъединяет (как это часто бывает с революционерами) то, какое будущее они считают позитивным для Кирата.
Сабал - традиционалист. Он мечтает о том дне, когда Мин будет свергнут, а Кирта превратится в религиозно-фундаменталистскую страну, мистически возглавляемую некой воплощённой богиней Тарун-Матарой.
На роль будущей богини у «Золотого Пути» имеется девочкак-подросток Бхадра.
Амита коренным образом не согласна с такой постановкой вопроса. С её точки зрения, Кират должен стать современным государством, а Бхадра должна стать современной эмансипированной девушкой, как и все девушки Кирата. Экономической базой для будущего процветания Кирата Амита видит экспорт наркотиков в другие страны. Собственно, король Пэйган Мин и так уже переоборудовал все бывшие чайные плантации в плантации по выращиванию наркосырья и последующей его переработке.
Амита и Сабал постоянно спорят друг с другом по поводу дальнего будущего, но кое-как соглашаются на счёт ближайшей цели - свержение Мина. В итоге протогонист (Аджай Гейл) должен постоянно решать непростые задачи выбора стратегии Амиты или Сабала. И далеко не всегда это даётся ему без душевных мук.
В трагедии имеются дополнительные отрицательные персонажи. Очень хорош в древнегреческом смысле садист и примерный семьянин Пол «де Плёр» Хармон. Он прибыл в Кират из другой страны (предположительно, из США) и является ближайшим помощником Мина по всякого рода экзекуциям. Дома у него осталась ж5ена и дочка. Своей маленькой дочке он регулярно звонит по телефону, чтобы проверить, как та слушается маму. Очень хороша сцена, когда дочка просит по телефону, чтобы папа (Пол) привёз ей какое-нибудь колечко, а папа обещает ей выполнить просьбу, при этом одновременно отрезая палец у замученного до смерти партизана, чтобы снять с его руки золотое кольцо.
Более трагичен другой персонаж - Нур Наджар, содержательница Арены Шанат, на которой разыгрываются кровавые сражения гладиаторов в лучшем стиле имперского Рима. Параллельно Нур контролирует производство героина. Трагизм заключается в том, что всё это бесконечно ненавистно Нур, а выполняет приказы Мина она лишь потому, что Пол «де Плёр» держит в заложниках её семью. Когда-то Нур в качестве врача прибыла в Кират по приглашению короля Мина, чтобы проверить качество медицинской службы. Вот тогда-то Мин и приказал захватить в заложники её семью и цинично заставил её, врача, заведовать массовыми убийствами на потеху толпе, а также производить наркотики.
На самом деле всё ещё мрачнее, чем видится самой Нур. Пэйган Мин вовсе и не предполагал выпускать её семью и сразу же приказал убить. Нур думает, что её семья жива и выполняет все приказы Мина. Но семьи давно нет в живых. А письма Нур от лица её дочки (давно мёртвой) пишет дочка Пола «де Плёра» под диктовку своего папы. Узнав об этом Нур, не силах далее жить, кончает жизнь самоубийством.
Уже одного этого достаточно, чтобы Far Cry 4 довольно неплохо была встречена в театре Диониса в Афинах на состязаниях трагедий. Но всё закручено ещё жёстче.
Протагонист Аджай Гейл оказывается племянником злодея Пэйгана Мина. И как выясняется, Мин вовсе не желает его убивать, а, напротив, на все его приключения смотрит как на своего рода обряд инициации и считает, что в будущем королём Кирата должен стать он, Аджай Гейл, который до поры до времени в рядах «Золотого Пути» крошит в кровавый компот королевских солдат.
Рядовые солдаты «Золотого Пути» (мужчины и женщины) благоговейно относятся к Гейлу. Ещё бы! Ведь его отец - давно погибший Мохан Гейл - и создал когда-то «Золотой Путь» для борьбы с диктатурой Пэйгана Мина.
Но вот возникает первая по настоящему трагическая дилемма - Аджай должен сделать окончательный выбор между Амитой и Сабалом. На острове священного озера в Северном Кирате расположен священный храм. Амита уверена, что этот храм надо взорвать, чтобы очистить Кират от религиозного дурмана. Сабал уверен в прямо обратном - храм надо спасти от взрыва и поселить в нём живую богиню Бхадру. Кого выберет Аджай? От его выбора зависит - кто возглавит Кират после свержения Пэйгана Мина.
Аджай делает свой выбор (игровой процесс построен таким образом, что игра трагедия имеет две концовки в зависимости от его выбора). Но кого бы он ни выбрал, ставший единственным лидером даёт ему шокирующее задание - надо убить второго, низложенного лидера «Золотого Пути». Аджай выполняет это тяжёлое задание. Между прочим, в процессе игры не так-то просто застрелить низложенного Сабала или Амиту - психологически не просто нажать на кнопку мыши. Погружение в игру настолько сильное, что вам по своему становятся дороги и Сабал, и Амита - к ним возникает нечто вроде дружеских чувств. И вот попробуйте решить, кого из них надо застрелить.
И вот финал. Штурм королевской крепости. И далее - открыта дорога на королевский дворец. Теперь уже Аджаю поручается самое последнее задание - он должен убить тирана Пэйгана Мина. Аджай прибывает во дворец. И тут он узнаёт нечто, шокирующее. Сам Эсхил не сочинил бы лучше.
Потрясённый Аджай узнаёт, что его мать, Ишвари, прах которой он привёз, чтобы развеять в Кирате, была влюблена в Пэйгана Мина. Более того, они стали мужем и женой и у них родилась дочка. Пэйган Мин смотрел на Аджая, как на своего преемника. А вот отец Аджая, Мохан Гейл, разумеется возненавидел Пэйгана. Но поскольку дотянуться до Пэйгана Мина он не мог, Мохан Гейл убил годовалую дочку своей жены и Мина. После этого Ишвари убила своего мужа (главу «Золотого Пути»), а затем вместе с маленьким Аджаем покинула навсегда Кират, завещав сыну после её смерти вернуться на родину и развеять её пепел. Что Аджай и осуществляет, оказываясь против своей воли втянут в разборки, в которых все ему врут. И, как ни странно, единственным человеком, который всю дорогу говорил ему правду, был Пэйган Мин - брат его отца, влюбившийся в его мать. Всё это Аджай узнаёт в королевском дворце. Мин отводит его к алтарю своей годовалой дочки.
Аджай устанавливает урну с прахом матери рядом с урной с прахом своей годовалой сестры Лакшманы Мин. Что ему теперь делать? Убить Пэйгана Мина или оставить в живых? На этот раз всё решает игрок. В данном случае тоже существует два варианта. В любом случае Пэйган Мин уверен, что Аджай прошёл инициацию (особенно после убийства второго лидера «Золотого Пути») и теперь сам может стать королём Кирата. Пэйган Мин улетает (хотя его можно убить в самую последнюю минуту - и именно так надо сделать, чтобы почтить память Эсхила).
Но ведь остался же ещё один лидер «Золотого Пути»! Трагедия ещё не окончилась. Оставшийся лидер «Золотого Пути» устанавливает в Кирате свою диктатуры, почище диктатуры Пэйгана Мина. Все, несогласные с его волей, должны истребляться.
Аджай становится свидетелем (в случае победы Сабала), как перед храмом перерезают глотки бывшим сторонникам Амиты
Впрочем, в случае победы Амиты (при соответствующем выборе) происходят сходные экзекуции. Что теперь делать Аджаю?
Оставшийся лидер «Золотого Пути» говорит с ним уже со льдом в голосе - либо подчиняйся и не мешай, либо… Всё верно. Аджай должен убить и этого, второго лидера «Золотого Пути».
И только в этот момент трагедия завершена. И сам Эсхил не придумал бы лучше.
И помяните моё слово - игры из развлечения для детей уже переходят на иной уровень. Теперь это уже достаточно сложные психологические драмы с глубокой философией. Я имею в виду, конечно, лучших представителей этого жанра трагедии XXI века, таких, как Crysis, например. Пока, разумеется, эти игры вынуждены главный упор делать на экшн - стрелялки и всё такое. Но как раз именно эта составляющая наименее привлекательна (при всём качестве динамики игры) - под конец игры освобождать очередной аванпост от королевской гвардии всё скучнее. Вернее не то, чтобы прямо скучно - но это уже превращается в рутинную операцию, не имеющую никакой новизны. А вот развитие трагического сюжета впечатляет. И даже при многократных повторах возникает нечто вроде катарсиса, когда Аджай, пробившись в королевский дворец, вдруг обнаруживает записку матери, в которой та признаётся в любви к Пэйгану Мину. А после этого ещё узнаёт про свою сестру, убитую в годовалом возрасте его отцом. За что сам отец погибает от руки матери Аджая.
Вообще, мне кажется, по этой игре можно снять в самом деле очень сильный фильм. Только внимание уделить не экшену (а то получится муть вроде фильма с Тилем Швайгером в главной роли, снятого по заглавной игре Far Cry) - нет, в центре такого фильма должен быть сам трагический сюжет, который я кратко изложил. Это не хуже Гамлета будет, если режиссёр хороший попадётся. Высшая похвала тому, кто выдумал сюжет Far Cry 4.
Но вот что обидно. На любом сайте, где содержатся описания фильмов, всегда присутствует информация об авторе сценария и режиссёре. А вот в игровой индустрии до этого ещё не доросли. А ведь авторы сценария и режиссёр трагедии Far Cry 4 достойны быть увековечены не только в финальных титрах, которые, по правде говоря, никто никогда не читает.
А самым привлекательным персонажем трагедии, как ни странно, получился злодей Пэйган Мин. Ну и конечно Бхадра. Но она - невинная девочка и ещё неизвестно, что из неё вырастет. А Пэйган Мин весь как на ладони со всем своим цинизмом и всей своей злой мудростью. Чисто ницшеанский персонаж.
И ещё мне кажется, из этой игры могло бы возникнуть нечто вроде искусства «Пейзажи Кирата». Ибо разработчики в самом деле просто шикарно реализовали вселенную этой игры. В подтверждение, несколько фотографий:
Ну вот, собственно и всё.
Да, и надеюсь Аджай не стал валять дурака, а заделался королём Кирата и стал править не хуже Пэйгана Мина. Инициацию он прошёл на отлично.