May 22, 2017 19:34
Не удержалась и записала на слух с греческого попавшуюся мне сейчас совершено случайно на Ромфее проповедь какого-то неизвестного грека, какого-то неизвестного о.Варнавы, то, что особенно поразило меня.
Речь идет о жестокосердии и тонкости.
Господь говорит: фарисей молился в самом себе. Т.е. его молитва не была выходом из самого себя, его связью с Богом. Его молитва, не смотря на обращение к Богу и благодарение, была по сути поклонением себе, служением себе. Это то, что случается и с нами, КОГДА НАША МОЛИТВА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОДНО СПЛОШНОЕ ПАРЕНИЕ УМА.
В чем трагизм фарисея? - В жестокосердии. Где жестокосердием является то, что человек заключается в самом себе. Это жестокосердие является причиной того, что мы не думаем, не интересуемся в каком состоянии находится другой человек, чтобы хоть как-то позаботиться о нем, у нас нет этой тонкости.
Задача в том, чтобы выйти из самих себя, из жестокосердия. Духовная жизнь не является самосовершенствованием, она - это личная связь с Богом. Добродетель - это плод этой связи.
В таком состоянии жестокосердия, желая оправдаться мы начинаем попирать другого человека (или в личностном или в идеологическом плане). И что случается? Из-за того, что мы не чувствуем Бога, из Бога мы делаем идеологию. Хотим сделаться защитниками Бога, из этого рождается фанатизм. И начинается разделение людей на православных и не-православных, еретиков и не-еретиков. Это что рождает? Какое-то равнодушие. Отсутсвие сострадания к другому человеку. Нас совершенно не интересует то, что происходит с другим человеком, с тем кто в прелести, с еретиком, итд. Это значит, что мы находимся в состоянии жестокосердия фарисея. Т.к. человек, который живет в общении с Богом приобретает тонкость. Приобретает чувствительность маленького ребенка. Он не хочет разделять, чтобы никого не ранить. Хочет, чтобы всем было хорошо. Видит - что есть добро. Старается это передать другим. Старается и грешника оправдать. А мы стараемся и праведника обвинить.
Это переходит и в личностный план, допустим, когда кто-то женат. Ворчит и обвиняет другого, потому что считает, что достоин чего-то лучшего, потому что считает, что он лучший. Но разве быть лучшим состоит в том, чтобы господствовать? Тогда это не любовь, а расчет. Любовь в том, чтобы отдавать другому.