Feb 03, 2009 20:44
Санкхья - одно из важнейших и оригинальнейших направлений индийской мысли, корини которой уходят вглубь веков индийской культуы (6-5 вв. до н.э.) хаха- к датировке я бы и сама придралась... ??
***
На дуалистическую космологию санкхьи опираются такие важные школы индийской философии как веданта Рамануджи и Мадхвы, а также Пашупата и др.
Санкхья оказала влияние даже на те системы, которые вступили с ней в активную полемику - например, ньяя-вайшешику и адвайта-веданту.
Санкхья оказала беспорное воздействие на философию раннего буддизма.
Идеи ее учения были очень рано восприняты также и многочисленными шиваитскими и вишнитскими "сектами".
***
Изучение свительств древних текстов об исторически сложившихся школах начальной стадии ее развития и выявлении специфики их функционирования это я видимо. в попытках сформулировать цели и задачи работы
***
кратко описывается классическая система по Санкхья-карикам с целью экспликации терминологии рассматриваемой традиции и того нормативного образца, с которым целесообразно сопоставлять санкхью древнюю.
***
обширная эпическая книга "Мокшадхарма"...
Она содержит целые "блоки" глав, излагающих взгляды древних учителей санкхьи и не менее древние ее "анонимные" версии, легко отделимые от тех, где очевидны позднейшие теистические наслоения.
***
не санкхья порождается самими этими текстами, но о том, что санкхья используется в них в качестве уже готового материала... о санкхье в упанишадах и махабхарате и прочих образцах брахманической литературы
***
Отдельной проблемой предстает вопрос о периодизации истории санкхьи. В санкхьеведении сложилось 3 подхода к его решению. большинство исследователей исходят из степени "развитости" ее концепций и терминологии по данным тех памятниов, которые ее зафиксировали, а индийские - главным образом из того, что вначале санкхья была якобы теистической, а затем по каким-то причинам превратилась в атеистическую. В последнее время преобладает рассмотрние вопроса исходя из того, в какой мере доклассическая санкхья приближается к классической, по отношению к которой древняя рассматривается как своего рода зачаточная или "протосанкхья" (Дж. Ларсон, М. Юлен).
Первый из этих подходов, при всей его основательности, не учитывает различия между самой санкхьей и специфическими задачами и установками тех текстов, которые ее зафиксировали (глдавным образом индуистских); второй - тот факт, что санкхьи теистической вообще не было, за исключением ее использования в самих же теистических традициях, а третья явно преувелчивает роль Санкхья-карики по отношению ко всей многовековой древней традиции, которую она только систематизирует, - это не позволяет понять, где же помещается между санкхьей уже окончательно оформленнной и "зачаточной санкхьей" санкхья "нормальная".
сдается мне что этот кусок полностью я передернула (ну или с небольшими отступлениями может) у Шохина...
india,
ifran,
мой философский факультет,
my works