От первого лица об изменениях в работе служб анестезиологии-реаниматологии

Jun 30, 2016 18:01


Главный анестезиолог-реаниматолог ДЗМ г.Москвы - Денис Проценко о:

О первом московском съезде анестезиологов-реаниматологов:
"Конечно, мы обсуждали не только медицинские технологии, но и то, как сделать нашу специальность более милосердной. Поэтому съезд был направлен на постановку новых задач. Помимо спасения пациента нас теперь интересует, каким будет качество его жизни после выхода из критической ситуации. И это зависит от того, насколько успешно пройдет реабилитация в клинике.

На съезде мы уделили внимание развитию навыков общения врачей с пациентами и родственниками в условиях критической ситуации. Это тоже целая отрасль медицины, которая называется «навыки общения медицинского персонала» по сообщению, в частности, плохих новостей. Сегодня существуют технологии, которые позволяют сделать это более щадящее, и это тоже часть нашей работы."

О горячем для реаниматологов вопросе о допуске в реанимацию:
"В этом споре люди оголтело занимают либо ту, либо другую позицию: или запрещать полностью или разрешать, невзирая на лечебные процессы. Опыт 1-й Градской говорит о том, что открытое для посещения отделение реанимации уменьшает количество недоверия и жалоб. Потому что если вы видите, что попавший в аварию родственник хоть и лежит 15-й день без сознания, но он подключен к современной аппаратуре, чист, сух и выбрит, вы прекрасно понимаете, что за это кто-то отвечает. Когда мы говорим про открытые двери реанимации, то забываем и о том, что докторам, к сожалению, зачастую приходится сталкиваться с посетителями, которые ведут себя очень агрессивно. Скопировано с Medvestnik.ru. Это непростая проблема, которая решается каждодневным общением, выстраиванием отношений. Фраза «вы все мне должны» постепенно уходит в прошлое. Люди начинают осознавать, какая колоссальная работа ведется стационаром, врачами, конкретной нянечкой, и это формирует новые взаимоуважительные отношения."

Немного статистики из материала:
По данным на 2015 год, в Москве есть 1992 реанимационные койки. В среднем длительность пребывания пациента в отделении реанимации составляет 2 дня. На сегодняшний день укомплектованность службы врачебными кадрами составляет 67%. В системе городского здравоохранения работают 2500 анестезиологов-реаниматологов.

http://www.medvestnik.ru/archive/Denis-PROCENKO-vek-bulgakovskih-zemskih-vrachei-zakonchen.html



Денис ПРОЦЕНКО: век булгаковских земских врачей закончен

27.06.2016, просмотров: 852

Успешное лечение больных в критическом состоянии в наше время возможно только в условиях работы в команде, считает главный внештатный специалист по анестезиологии и реанимации Департамента здравоохранения Москвы, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии ФДПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заместитель главного врача по анестезиологии и реаниматологии ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова Денис ПРОЦЕНКО. Корреспондент «МВ» Анна Гришунина встретилась с ним, чтобы расспросить о внедренных в работу столичных реаниматологов ускоренных методах реабилитации, IT-технологиях и особенностях командной работы.


- Денис Николаевич, как вы оцениваете работоспособность службы анестезиологии и реаниматологии?

- Служба работает с большой нагрузкой и достаточно эффективно. По данным на 2015 год, в Москве есть 1992 реанимационные койки. В среднем длительность пребывания пациента в отделении реанимации составляет 2 дня. Главная задача - преодолеть кадровый дефицит, связанный с тяжелой работой и, как следствие, быстрым эмоциональным выгоранием врачей. На сегодняшний день укомплектованность службы врачебными кадрами составляет 67%. Другая приоритетная задача - комплектация службы кадрами, воспитанными в условиях современной доказательной медицины.

- Что нужно сделать для того, чтобы готовить «доказательных» врачей?

- В первую очередь необходимо желание врача постоянно самосовершенствоваться, читать, развиваться. И наш организационно-методический отдел всегда готов им в этом помочь. Недавно прошел Первый московский съезд анестезиологов-реаниматологов, в рамках которого прозвучали доклады лучших профессионалов Москвы, затрагивающие самые разные темы. Мы очень готовились к этому съезду, переживали, как он пройдет. Съезд собрал почти тысячу участников. Это хороший показатель, ведь в системе городского здравоохранения работают 2500 анестезиологов-реаниматологов.

Конечно, мы обсуждали не только медицинские технологии, но и то, как сделать нашу специальность более милосердной. Поэтому съезд был направлен на постановку новых задач. Помимо спасения пациента нас теперь интересует, каким будет качество его жизни после выхода из критической ситуации. И это зависит от того, насколько успешно пройдет реабилитация в клинике.

На съезде мы уделили внимание развитию навыков общения врачей с пациентами и родственниками в условиях критической ситуации. Это тоже целая отрасль медицины, которая называется «навыки общения медицинского персонала» по сообщению, в частности, плохих новостей. Сегодня существуют технологии, которые позволяют сделать это более щадящее, и это тоже часть нашей работы.

Совместно с Департаментом здравоохранения Москвы в рамках проекта по непрерывному образованию врачей мы продолжаем готовить семинары для специалистов города с привлечением наиболее знающих экспертов в области анестезиологии и интенсивной терапии. В этом году обучение планируем проводить на базе 1-й Градской больницы.

- Насколько хорошо укомплектованы московские клиники оборудованием?

- Прошедшая модернизация 2010-2012 годов позволила на новом качественном уровне укомплектовать отделения реанимации и интенсивной терапии. Были закуплены наркозно-дыхательные аппараты, аппараты искусственной вентиляции легких экспертного класса с возможностью прикроватного мониторинга с расширенной конфигурацией. В отделениях реанимации и интенсивной терапии стали широко использоваться современные экстракорпоральные методы детоксикации, в том числе проведение заместительной почечной терапии. Однако важно не только поддерживать технику в рабочем состоянии, но и обновлять ее. Это еще одна из приоритетных задач.

- Какие организационные мероприятия внедрены для интенсификации работы службы анестезиологии и реаниматологии?

- Назову наиболее существенные из них. Первое - это внедрение протоколов ускоренной реабилитации после хирургических вмешательств. Особая хирургическая техника, работа команды - хирурга, анестезиолога, специалиста по ЛФК - приводят к тому, что пациента после больших операций быстро восстанавливают и выписывают. Сроки госпитализации после объемных операций на органах брюшной полости, которые ранее составляли 15-21 день, сейчас сокращены в три раза. Пациенты получают такую же качественную помощь, но с использованием лапароскопических методик. При операциях по эндопротезированию суставов мы также применяем интенсивную реабилитацию. Она позволяет быстро ставить пациента на ноги и выписывать его уже в первые семь дней.

Другое нововведение - ротация анестезиологов, позволяющая им не растерять навыков работы. Так, анестезиологи роддомов раз в месяц обязательно дежурят в экстренной операционной, анестезиологи из больниц в свою очередь дежурят в роддомах. С моей точки зрения, это удачное организационное решение.

- Подготовлена ли служба к действиям в авральном режиме?

- За последние 15 лет мы пережили не одно массовое поступление пострадавших при терактах и техногенных катастрофах. Эти печальные события многому научили московских анестезиологов-реаниматологов и организаторов столичного здравоохранения. А еще были две эпидемии свиного гриппа - в 2009 году и в эпидсезоне нынешнего года. Полученный опыт позволил нам совершенно по-другому реагировать в подобных ситуациях: взяться за обучение специалистов триаж-сортировке пациентов в приемном покое, заняться перераспределением потоков. Эти технологии оказания экстренной медицинской помощи позволили существенно уменьшить количество жертв, улучшить прогнозы лечения пострадавших.

С сотрудниками МЧС, ГИБДД, службой «скорой» у нас есть специальные каналы взаимодействия. В свою очередь «скорая» связана со стационарами специальной электронной системой, которая позволяет сотрудникам службы узнать состояние и загруженность коечного фонда. Коммуникаторы, система отслеживания потоков пострадавших - все это из мечтаний перешло в реалии.

Вообще служба анестезиологии и реанимации - некий форпост в деле информатизации, потому что у нас наиболее тяжелые больные, и это диктует необходимость принимать правильные и быстрые решения.

- Анестезиолог-реаниматолог всегда работает в команде с другими специалистами. Есть ли проблемы взаимопонимания, лидерства в таком коллективе?

- Надо понимать, что век булгаковских земских врачей закончен. Успешное лечение возможно только в условиях команды, и, конечно, в этой команде нет вопроса о лидерстве, а есть проблема понимания своей компетенции каждым специалистом.

Команды выстраиваются внутри стационаров. Определяются задачи, приоритеты, вырабатывается алгоритм действий. Проводятся тренинги, обучение с учетом профиля больных и даже особенностей планировки стационара. Этим занимаются главные врачи, начмеды. Внутри команды уже не обсуждают, например, куда в первую очередь везти больного с травмой - в нейрохирургическую операционную или в хирургическую, если у него внутрибрюшное кровотечение. Команда уже знает, как действовать, кто из специалистов должен подключиться к операции. Например, есть кардиологическая команда, занимающаяся больными, поступающими с инфарктом миокарда - кардиолог, анестезиолог-реаниматолог, рентген-хирург, который устанавливает стенты. Есть инсультная команда: невролог, анестезиолог-реаниматолог, врач лучевой диагностики, рентген-хирург, который проводит тромбоэкстракцию. С каждой из команд мы ведем свои занятия. Тут нет вопросов притирания, но есть вопрос обучения.

Кстати, об обучении. Мы запустили большую программу на базе симуляционного центра Боткинской больницы и собираемся в ближайшие два года обучить всех палатных медицинских сестер профессиональной базовой сердечно-легочной реанимации по новым рекомендациям, принятым мировым сообществом в октябре 2015 года: как должна вести себя медсестра в палате, если она увидела пациента в состоянии клинической смерти. Задача действительно амбициозная, потому что медсестер в штатном расписании Москвы много.

- Сейчас в обществе вновь разгорелась дискуссия по поводу посещения родственниками пациентов ОРИТ. Как вы относитесь к этому?

- В этом споре люди оголтело занимают либо ту, либо другую позицию: или запрещать полностью или разрешать, невзирая на лечебные процессы. Опыт 1-й Градской говорит о том, что открытое для посещения отделение реанимации уменьшает количество недоверия и жалоб. Потому что если вы видите, что попавший в аварию родственник хоть и лежит 15-й день без сознания, но он подключен к современной аппаратуре, чист, сух и выбрит, вы прекрасно понимаете, что за это кто-то отвечает. Когда мы говорим про открытые двери реанимации, то забываем и о том, что докторам, к сожалению, зачастую приходится сталкиваться с посетителями, которые ведут себя очень агрессивно. Скопировано с Medvestnik.ru. Это непростая проблема, которая решается каждодневным общением, выстраиванием отношений. Фраза «вы все мне должны» постепенно уходит в прошлое. Люди начинают осознавать, какая колоссальная работа ведется стационаром, врачами, конкретной нянечкой, и это формирует новые взаимоуважительные отношения.
Авторы


реанимация, медицинская помощь

Previous post Next post
Up