мой конспект на основе книги "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга". Возможно, что этот конспект будет еще кому-то интересен или полезен - поэтому я буду его выкладывать сюда.
В своей книге Глен Доман рассказывает историю возникновения Институтов Достижения Человеческого Потенциала, попутно давая общие объяснения об эволюции понимания как работать с детьми и взрослыми с повреждениями мозга в медицинской реабилитации, о сущности и основах своего метода. В его книге очень много наглядных и очень эмоциональных примеров, которые должны продемонстрировать откуда взялись те или иные прозрения, приведшие в дальнейшем к тому или иному методу работы с детьми с повреждениями мозга (далее ПМ).
Описанное далее в большинстве своем является прямым цитированием перевода на русский указанной книги автора.
Используемые в начале 20в. методы реабилитации пациентов с повреждениями мозга были направлены в первую очередь на то, чтобы восстановить утраченные телесные функции и включали такие воздействия, как высо¬кая температура (инфракрасные лампы, диатермические устройства и т.д.) и массаж пораженных конечностей; упражнения; ортопедическая хирургия с пересаживанием мышц или изменением структуры костей для достижения различных механических результатов; электричес-кая стимуляция для поддержания парализованных мышц.
Физиотерапевты массажиро¬вали и давали корректирующие упражнения рукам и ногам, или индивидуальным группам мышц. Оказалось, что ответы на вопрос: "Почему Вы делаете это детям с повреж¬дениями мозга?" - в сущности, сводились к двум причинам. Во-первых, потому, что физиотерапевтов учили делать это в шко¬ле, и во-вторых, потому, что физиотерапевты всегда делали эти вещи.
Конечно, если кто-то делает то, что он всегда делал, потому, что он делал это всегда, и достигает отличных результатов при этом, то он может оправдать свою работу. Но в данном случае - такая пассивная работа не приносила существенных изменений в состоянии пациентов с ПМ. Поэтому Доман и его команда нашли это объяснение несостоятельным и пошли дальше, пытаясь понять на что и как надо воздействовать, чтобы добиться улучшений у пациентов с ПМ.
В это время существовал недостаток информации относительно того, как диагностировать детей с ПМ: симптомы были извест¬ны, патологии, к которым это приводило, в основном, были хорошо изу¬чены. А первые разработчики в этой области были, в большинстве слу¬чаев, ортопедическими хирургами, которые весьма естественно больше думали об исправлении существующих патологий и предотвращении будущих, чем о подходе к проблеме в самом ее источнике, который был, в конечном итоге, скорее неврологическим, чем ортопедическим. По мере того, как новые разработчики приходили в эту область, они, естес¬твенно, учились у тех людей, кто предшествовал им. Именно по этим, довольно естественным причинам, неврологические нарушения, которые создали проблему, привлекали мало внимания, что и привело к естественному, но вводящему в заблуждение развитию методики лечения.
Команда Домана пришла к заключению, что, если лечить чело¬века с ПМ, то нужно лечить прежде всего поврежденный мозг - то, где лежит причина, а не тело, где лишь отражены симптомы.
Первое на что было естественно обратить внимание - это двигательные нарушения, вызванные ПМ. И это именно то, с чем пытались работать консервативными методами и то, с чего началось исследование Домана и его команды.
На вопрос - «что мы пытаемся делать при лечении?» - очевидным ответом является то, что при лечении всегда пробовали воспроизводить нормальное. Поэтому, оставался единственный вопрос: А что же является нормальным?
Дорога развития, по которой ребенок шел, чтобы стать человеком в полном смысле слова, была и очень древней, и очень четко определенной. Эта дорога не допускала ни малейшего отклонения. Не было никаких объездов, никаких перекрестков, никаких пересечений, ничего, что бы менялось по пути. Это была неизменная дорога, которой следовал каждый здо¬ровый ребенок в процессе роста. Любой, кто умеет внимательно наблюдать, мог бы изучить, как здоровый ребенок учится ходить и затем бегать.
Когда все посторонние факторы, все вещи, не жизненно важные для ходьбы и бега, были отброшены, суть, которая осталась, заключалась в следующем.
По этой дороге было пять крайне важных этапов-стадий. Первая стадия начиналась с рождения, когда ребенок мог двигать своими конечностями и телом, но не был способен использовать эти движения для перемещения своего тела с места на место - «Движение без подвижности». (См. Рис. 1.)
Вторая стадия наступала позже, когда ребенок узнавал, что, пере¬мещая свои руки и ноги определенным способом по отношению к жи¬воту, прижатому к полу, он мог двигаться от Пункта А в Пункт В - "Ползание на животе". (См. Рис.2.)
Затем наступала третья стадия, когда ребенок учился преодолевать гравитацию впервые, вставать на своих руках и коленях и двигаться по полу в этой более легкой, но более опытной манере - "Ползание на четвереньках". (См. Рис. 3.)
Следующая существенная стадия начиналась, когда ребенок учился вставать на ноги и ходить - "Ходьба"
Последняя существенная стадия наступала, когда ребе¬нок начинал носиться, ускоряя свою ходьбу. Постепенно, с улучшени¬ем его равновесия и координации, в конечном итоге, он начинал бегать. Бег отличается от ходьбы тем, что существует короткий момент, когда обе ноги отрываются от земли одновременно, и ребенок "летит", (см. Рис. 5.)