Leave a comment

Трое на маяке (впечатления от рассказа «Под маяком все anonymous August 13 2017, 14:46:14 UTC
…Скажете, уже было? Ну, что-то вроде: «Двое в комнате - я и Ленин, фотографией на белой стене», и всё такое? Конечно. Но я и не претендую на оригинальность, лишь прошу задуматься.
Итак, касательно фабулы - ничего нового, верно? Девушка, молодой человек, спасение в бурном море, знакомство, начало каких-то отношений и… всё! Ну, для усиления эффекта выбрано весьма романтическое место, уединённый маяк. Профессия героини тоже нетривиальна - она фотограф. И не важно, художник или репортёр, главное - она чувствует красоту места, знает его историю, ищет - и находит, смею сказать! - связь с прошлым. Герой просто роскошен: выясняется, что это декабрист и писатель Александр Бестужев, творивший под псевдонимом Марлинский.
Здесь мы попадаем в мощное течение аллюзий к произведениям художников (при описании пейзажа упомянут Айвазовский) и писателей (прямые намёки на повесть Бестужева «Фрегат «Надежда»). Образ маяка призван не просто «создать обстановку», но и направить мысль читателя на тему рассказа: «Что есть истина? Что мы видим, когда смотрим?» Недаром в арабском языке «маяк» и «минарет» - одно слово, оба освещают Путь. Каким-то образом спасшийся в своей последней (в реальной истории) битве Бестужев стремится на свет «обычного» маяка при бегстве с английского судна. А некий артефакт, скрытый в самом сооружении, послужил, видимо, тем самым «духовным» маяком, что определил его путь к спасению, путь из Прошлого к нам сегодняшним.
Видимо, в рассказе поднята проблема взаимодействия Духа и Материи. И очень удачен образ девушки, который совсем немного напоминает Бегущую по волнам Фрези Грант (эпизод спасения), но на самом деле - Дэзи Гарвей, такая земная, материальная. Женщина - хранительница очага, так? Спасает, обогревает, успокаивает. Строит планы на будущее. Отсутствие подробностей её появления на маяке, её одиночество - не намёк ли на то, что при всей её зримости, вещественности, даже грубоватости она не совсем «от мира сего»? Читателю предоставляется право домысливать, творить вариант объяснений как соавтору. Он - третий рядом с героями. Он второй рядом с Автором.
Конфликт… Да, конечно. Можно смотреть и не видеть борьбы Человека с Природой. Не заметить фотографирования, призванного сохранить единый миг. Помните, фаустовское «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…»? Можно не обратить внимания на то, как у победившего было моря отвоёвана несостоявшаяся жертва. Пройти мимо диалога при знакомстве, где так заметны столкновения реалий прошлого и настоящего. Проскочить, не оглянувшись, на английский фрегат - что тогда, в 1837 году, что в наше время - не самый подходящий гость рядом с Петербургом, верно? Нет, нынешнему читателю подавай такой КОНФЛИКТ, чтобы искры сверкали, чтобы «плоть и кровь», чтобы экшн… Но - зачем?
Читатель помнит, без сомнения, картину «Девятый вал»? Ну, да, Айвазовского. Огромная волна нависла над людьми, цепляющимися за обломки рангоута (то ли грот-, то ли бизань-, а может - фок-мачты), но пробившееся сквозь тучи солнце подаёт надежду, что спасение возможно… Объединение названия картины со знакомым с детства образом далёкого далека (тридевятого царства), создало новый образ: Волны Времени, которая и является, по-видимому, основным антагонистом, совокупностью стихийных элементов, с которым борются герои. И побеждают!
Коротко о композиции. Кроме финала, сюжет развивался достаточно стандартно, позволяя неспешно рассматривать героев, наслаждаться бытописательскими деталями, по ходу дела гадая о предысториях персонажей. И вдруг - скачок! Постскриптум выводит ожидавшуюся Читателем развязку на линию огня критики: «Не верю!», «Не может быть!», «Безнравственно! Неправдоподобно!» Собственно, почему? Татьяна Ларина, говорят, замуж вышла не спросясь Пушкина, исключительно по логике развития сюжета, которой был вынужден подчиниться сам Автор, не планировавший
сего марьяжа заранее. Здесь тоже ход вполне оправдан: кроме несколько театрального подчёркивания общности персонажей через фамилию и псевдоним, у Автора получилось объединить линии романтической одухотворённости Бестужева и реалистической прагматичности Марлинской. Таким образом, один из конфликтов, не замеченных придирчивыми читателями, не только описан, но и разрешён.

Reply

окончание рецензии с фантастов.ру german_goth August 13 2017, 14:49:34 UTC
Вероятно, задача, которую наметил себе Автор, не совсем та, на которую рассчитывал Читатель, решивший развлечься. Бережное отношение к передаче стиля речи, почерпнутого в произведениях прототипа главного героя. Прихотливо разбросанные по тексту «приметы времени». Целый справочник в приложении к телу рассказа. Всё это убедительно свидетельствует о том, что цели данного произведения, прежде всего - просветительские. В то же время некоторые живописные детали, смакование тонкостей быта подсказывают, что и сам по себе процесс создания рассказа нравился его творцу.
В общем, этот рассказ из тех, которые имеют заметно больше смысла, чем нужно для простого времяпрепровождения. Его любопытно разгадывать, вчитываясь в детали, возвращаться к ощущениям от уже осмысленного. Местами он просто завораживает, накатывая и отступая, словно длинные пологие волны у подножия маяка…

(с) Алексей 2014

Reply


Leave a comment

Up