Ереван, Арарат и прочие драмы -11

Nov 04, 2019 17:51


Отдыхать-так отдыхать на полную катушку. Поэтому у нас сегодня подъем в 5-30. Через час мы уже должны толпиться у Консерватории рядом с автобусом One way тура. И программа у нас сегодня для сильных духом - Татев. Ну и то, что встретится по пути.

Для начала нам встретился - надо же, какая неожиданность! - Арарат. Сегодня он был к нам гораздо благосклонее и  вот, наконец, я, Сис и Масис собственными персонами. Где-то там, вдалеке,у подножия Арарата, расположен монастырь Хор-Вирап, не упомянуть о нем я не могу,но мы туда не ездили.
Хор-Вирап - монастырь, построенный над тюрьмой, в которой царь Трдат III держал Григория Просветителя то ли 14 лет,толи 14 месяцев- показания расходятся.
Кстати, о Григории Просветителе - это, пожалуй,самый почитаемый в Армении святой. И жития его, как и положено, это такой триллер с элементами фильма ужасов.

Отец Григория Анак польстился на обещания персидского царя Артасира, что если он убьет армянского царя Курсара, то Артасир посадит его на трон вместе с собой. И обещал даже это сделать без войны, потому что был тому Курсару родственником - то ли троюродным братом, то ли двоюродным племянником. Короче, Анак со всем семейством, приехал в гости к родственнику в Армению, где его приняли, поселили, накормили и сделали приближенным лицом. Как только приближение стало совсем близким, Анак Курсара и зарезал. И пытался бежать. Но его поймали, соответственно, убили, как и всю его семью. Кроме Григория и его брата, которых удалось спрятать и отправить заграницу на воспитание.

Так что Григорий рос в христианском окружении, был женат, имел двоих сыновей, но тут жена его преставилась и он, решив как-то загладить вину за совершенную папой резню, отправился в Армению служить Трдату Третьему, который, как раз и был подросшим сынком Курсара.
Служил не за страх, а за совесть, единственно, страшно раздражал Трдата своим христианством. Ну и как-то так раздразил, что Трдат сначала Григория много и разнообразно пытал, даже не буду описывать как (кому интересно, может почитать в житиях), а потом бросили в подземную тюрьму к змеям и скорпионам. Так бы там Григорий и загнулся, если бы не одна жалостливая женщина, которая каждый день ходила и кидала в колодец кусок хлеба.

А Трдат в это время жил на широкую ногу - торговал, воевал, женился. Не, ну нормально. И был у него приятель - римский император Диоклетиан. А вот у Диоклетиана были проблемы - он решил жениться и разослал гонцов искать самую красивую девушку. Девушку нашли,ее звали Рипсимэ, но, вот незадача, она была монашкой и жила в женском монастыре. Диоклетиан давай к ней свататься, дары посылать, а она вместе с сестрами и игуменьей монастыря возьми да и сбеги в Армению

Диоклетиан пишет Трдату - вот, мол,невеста сбежала. Ты мне ее найди и пришли, пожалуйста, ну или хоть сам на ней женись, потому что, если она все время так из страны в страну бегать будет - хреновая из нее жена.

Трдат нашел, и, поскольку Рипсимэ была очень красивой, тут же стал на ней жениться. Практицки насильно. Но  тут вмешалось божье провидение и деве удалось отбиться и сбежать. Царь, конечно,расстроился, поэтому приказал найти и укокошить всех этих бегающих монашек. Нашли. Укокошили всех 37,причем не просто убили, а, поскольку телевизора тогда не было, убивали разнообразно и с удоольствием. (есть варианты, есть. Как положено,у жития есть масса прочтений). Хоронить не стали, покрошили в капусту и раскидали по окрестностям.

Тут бы и выдохнуть - но нет, царя и тех, кто участвовал в резне, поразило безумие. И так бы они и скакали бешеными свиньями по окрестностям, если бы сестре царя не приснился сон. Мол, если Григория поднять из ямы, все наладится.
Народ, конечно, удивился, потому что шансов через 14 лет было немного, но сходили к колодцу, покричали. А он возьми и откликнись.

Ну, подняли его из ямы, побрили, ногти постригли и повели к царю.  Заодно рассказав про резню, которая у них тут накануне была. Григорий языком поцокал и велел останки собирать и хоронить. Собрали, похоронили, церковь над могилкой быстренько построили. Трдат в той церкви помолился по христианскому канону и излечился. Ну и давай всех крестить, потому как новообращенные, известное дело, самые ярые фанаты. Вот так в 301 году и случилось крещение Армении, а Григорий Просветитель стал ее первым Католикосом.
Ну, а яма  в Хор-Вирапе до сих пор есть, туда и спуститься можно.



Группа у нас в этот раз вообще многонациональная - мы, два индуса, немец Клаус с армянской женой, две француженки и, для полного удовольствия, армянская компания с детьми на задних сиденьях. То есть, русский, армянский, английский и французский,  немецкий наш экскурсовод Айк не одолел.И четыре-то языка это прямо уже очень круто для девятнадцатилетнего пацана, хотя очки и лысина делают его на вид несколько старше. То что девчонки в пути шарахаются по всему салону, Айка вообще не смущает, да он и сам предпочитает рассказывать, стоя в проходе.


Поднимаемся в горы. Величественнейшее зрелище.



И вот он, монастырь,который мне почему-то показался самым светлым и каким-то радостным. Это Нораванк, новый монастырь. Я бы не сказала, что такой уж новый, основан в 1205 году, а две церкви, которые мы сейчас можем осмотреть - это 13 и 14 века. Строили, похоже, из местного камня - желтые церкви на фоне желто-розовых гор.



Есть, конечно, легенда о постройке вот этого монастыря, Сурб Аствацацин. В монастырском комплексе жил и работал мастер Момик - сначала он рисовал миниатюры в книгах, потом плавно перешел к архитектуре.




Момик был уже немолод, вдов, у него был сын и внук. И тут он возьми да и влюбись в дочь князя Орбеляни - хозяина здешних мест. Князь в сердцах (девушка была намного младше мастера) сказал - мол, построишь за 3 года самый прекрасный храм - будет тебе невеста. Ну и Момик устремился. И так он устремился, что за неполных три года построил вот этот храм. Когда оставалось поставить последний камень на колоннаде, подосланный князем слуга столкнул момика вниз, он упал и этим камнем его и накрыло. Но камень превратился в хачкар, который и установили на могиле художника.



Видите, прямо рядом с храмом стоит хачкар? Ну, вот это она и есть, могила Момика. На первом этаже усыпальница князей Орбелян, а второй этаж - поминальное помещение. И добраться до него можно только по ступенькам снаружи церкви.
Шириной они примерно сантиметров сорок,ограждения никакого нет - все, как мы любим. Я, конечно, поперлась в колоннаду.



Вот он, второй этаж церкви - очень светлое и радостное помещение. если бы не Хованов, который бегал внизу с криками - Галка, спускайся спиной вперед! - вообще было бы хорошо. Нет, я понимаю его беспокойство - ступеньки там реально крутые и узкие и если наверх бежишь без проблем, то вниз уже нужно как-то определяться, куда ногу ставить.


Очень тонкая работа - прекрасная резьба. Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом.


Посреди двора есть колодец, куда даже можно спуститься. Масса, масса вариантов, но никто точно не знает, зачем же он нужен - колодец для воды, холодильник для хранения запасов пищи, потайной ход - нет ответа.



Посмотрите на центральный рисунок - неожиданно, но это схема Солнечной системы.



Птичка.



Внутри церкви - захоронения князей Орбеляни. На надгробных плитах изображения, вот, например, могила  с изображением человека-льва и надписью:
"Дата 1300, прекрасный Эликум, сын ВеликогоТарсаича, которыйрычит подобно льву на чужеземные войска."



Эти ребята очень любили крутые лесенки без перил. Вот, например, внутри. Пока поднимаешься, весь подбородок себе коленками изобьешь.



А это крепостная стена. Я прямо отойти не могла - такие текстуры.







Вот эти изображение на стене храма - не что иное, как надписи - "Здесь был Вася". Паломники приходили в монастырь и делали пожертвования. Чем больше пожертвование, тем крупнее крест. Пришли группой - получай групповую картинку.



Дверки. Как я люблю дверки! Тут просто несколько фотографий без пояснений.








На пути к следующему объекту останавливаемся перекусить - вполне себе по-европейски.



дорога у нас долгая, поэтому армяне с заднего сиденья, которые попросили Айка не напрягаться и не рассказывать ничего по-армянски, потому что им его рассказ нафиг не нужен, поют. Подпевают, значит, музыке, которую в любой подходящий и неподходящий момент ставит водитель Арсен. Не только подпевают, а еще и подтанцовывают слегка. В проходе. Вместе с экскурсоводом..Водитель Арсен успевает все - он ругается с пастухами, попадая на дороге в коровье стадо, вставляет свои 5 копеек в тексты Айка, тоже поет и весело перекрикивается с армянскими дамами с заднего сиденья.



А вот и наш герой Арсен - можно увидеть его строгое выражение лица, потому что он какраз только что полаялся с пастухом. Это после песен-то.



Мы идем смотреть на Шакинский водопад. Автобус остановился и с километр надо пройти до места. Сначала мы минуем какой-то гостиничный комплекс,ресторан,оборудованные для отдыха лужайки. На лужайках скопилось как-то много народу, сдается мне, какую-то контору вывезли на корпоратив, судя по тому, что народ кучкуется и собирается переодеваться в одноцветные футболки. Лежащая у дороги лыжа на 10 человек явно намекает на тимбилдинговые игрища.

Айк пожимает плечами, когда я пристаю с вопросом, что же там в водоемах и для чего они построены, но при ближайшем рассмотрении, удается понять - это рыбоводческая ферма, там рыбки!



Подобные скальные выступы с шестигранными трубками мы видели у монастыря Гарни.


А это речка Шаки, которая и должна нам соорудить водопад.



Может быть, меня поймут немногие. Но мы с Ховановым прямо кайфанули - идешь по узкой тропинке вдоль реки и не по огороженному забором в человеческий рост, надежному тротуару, а по нормальной такой, осыпающейся тропинке, вьющейся метрах в трех над водой.


Вот как-то примерно так. А то я всегда начинаю расстраиваться - туда не ходи, сюда не ходи,тут огорожено, тут опасно- ребята, да если я захочу, я в тарелке с супом утону!
Но цивилизация, слава Провидению, хоть и добралась до этих мест, но с поправкой на местный колорит. ПОэтому смотрим вниз - ограждения нет.



Конечно же, чтоб никто не сомневался - Слава  поскакал наверх. Справа по тропиночке.
Чувствуете, то, что внизу не видно - а это специально. Потому что там внизу толпа.



А это вам презент от Хованова - те же яйца, вид сбоку.



На обратном пути я понимаю, что точно, корпоратив. Обратите внимание на красотку в платочке у изгороди.



Уезжаем от водопада, и мчимся к основной цели нашей поездки - мы едем в Татев.
ПОпасть туда можно двумя путями - по горному серпантину или по канатной дороге - в одну сторону билет стоит 5000 драм, туда-обратно - 7000. Мы, конечно, покупаем туда-обратно, надеясь вдоволь налюбоваться видами с высоты птичьего полета. Канатная дорога называется "Крылья Татева", запуск был произведен в 2010 году. Длина канатки 5,6 километра.

Но, как говорится, не смеши бога своими планами. Айк всю дорогу не щадя уха своего пытался дозвониться до кантки, но так и не преуспел. Приехали-то мы, хоть и впритык, но вполне успевали, если бы он еще дополнительно не застрял в очереди, где гиды размахивали перед кассиром собранными деньгами.

Поэтому мы полюбовались на плакатик и побрели к автобусу - туда поедем на нем.



Едем по серпантину. Присмотритесь к фотографии - видите, облако? А чуть выше середины облака черная точка? Нет, это не дефект фотографии, это вагон канатки, а в нем народу дохрена.  Но мы не там.



Вот он, Татевский монастырь.  Основан был в девятом веке, в десятом в нем проживало около 1000 человек, а налоги он собирал с 680 окрестных деревень. А?! Вообще, цифры поражают. В 14 веке был основан Татевский университет и работал до 1435 года, когда обитель была сожжена конницей сына Тамерлана. ,

В 1921 году известным вам уже товарищем Гарегином Нжде была основана Горная Армянская республика, столицей которой и был Татев.  В 1931 монастырь очень пострадал от землетрясения



Программа реставрации "Возрождение Татева" была запущена в 2010 году, первое отреставрированое здание - это маслодавильня Дзит Ан. Вон и жерновок соответствующий.



штопор тоже ничего себе. Хороший штопор. Правда, и бутылку к нему надо соответствующую.



и дверки,само собой.







Гавазан - качающийся столб. Сверху, как положено, чтобы красиво - хачкар. Столб установлен в 904 году и название говорит само за себя - столб на шарнирах и может качаться. Если, вдруг, к примеру, землетрясение или, наоборот, конница какая скачет. Конь бежит, земля дрожит, гавазан качается - все в курсе.

У столба есть еще одно предназначение - но там я с трудом разобралась, короче, он как-то ориентирован на определенное созвездие, что может участвовать в астрономических вычислениях. Видимо, когда не качается.



Стены крепкие, дверки маленькие - ибо сооружение не только студентов воспитывало, но и от врагов оборонялось.



Это я над монастырским двором, на втором этаже церкви Пресвятой Богородицы, одиннадцатый век.


Вот, можно посмотреть на нее со стороны - это она прилепилась к крепостной стене.



А это вам Сурб Погос-Петрос со всех сторон. Храм Петра и Павла, соответственно. Через арки притвора видна одна из башен крепостной стены




Маленькая каменная часовня - это могила Григора Татеваци. Философ, ректор Татевского университета, умер в 1409 году, здесь же и похоронен. В 18 веке над его могилой построили этот мартирий.



А это единственный Татевский монах, отец Михаил. Ну, как - есть еще люди, но они живут за стенами монастыря. Поскольку место намоленное, Михаил тут человек известный, народ выстраивается в очередь за рукоположением. Говорят, лечит бесплодие и безденежье. Мы не пробовали, но очередь к нему выстроилась знатная. Правда, со стороны выглядит так, будто они таки бодаются.



Виды открываются совершенно роскошные, несмотря на тучки.



Вползешь вот так в башню через маленькую дверку - а там горы, горы без всякого конца.



Вот такие штуки - углубления в стенах - это прямо яркая деталь армянской архитектуры, называют они их вогнутыми колоннами. И у этих штук есть совершенно утилитарное предназначение - во время землетрясений это укрепляющие элементы конструкций. Стены с такими колоннами не рушатся.



До обратного рейса еще есть время, поэтому гуляем вокруг. Я узрела у ворот кофейный автомат и помчалась к нему. Прибегаю - о, как интересно - в табличках с названиями сортов кофе плещется вода. Говорю же, две недели было холодно и лили дожди. Не успела я огорчиться, что пролетаю, как веселый дядька, продающий гаты (пироги такие сладкие, помните, да?) говорит - ты это, не печалься, я проверял - одна кнопка работает. Правда, только нескафе и только без сахара. Да мне уже пофиг, у меня мой кофеманный организм требует дозы.
У этого же дяденьки я и узнала про мацонеделку, там такая болталась на заднем плане.
Хованов между тем купил себе суджук- для нас привычнее чурчхела, а в Армении это называется или сладкий суджук или шароц. Принцип тот же - орехи в каком-нибудь привяленом соке. Торговка очень хвалила, называя это армянским сникерсом.
Слава бодро приступил, но для него оказалось слишком сладко. Пытался скормить собачке, лежащей у скамеек - собачка облила его презрением. Ну ничо, на следующий день то, что не брошено собачке, доела я.

Крылья Татева - швейцарское произведение. Вон какая футуристическая шняга у древней постройки.



А это народ ждет рейса. Исключительной правильности картинка получилась.



Я очень нравлюсь себе на таких фотографиях - мелкой хреновиной для масштабирования пейзажа.



Ну и, конечно, плакат с товарищем Нжде. Я вот его не зря показываю, чуть позже поймете.



Грузимся в вагончик.



И виды, комментарии тут не нужны. Монастырь видите на самом правом краю? Ну вот.









И теперь нам долго-долго ехать до села Арени, где находится винзавод. Для затравки была музычка. Армянки сзади опять запели, Арсен им подпевал. Машина мчится уже в начинающихся сумерках и тут я с удивлением вижу над водительским сиденьем две руки, в одной из них горит зажигалка - да у нас тут рок-фестиваль! Армянки с Айком танцуют в проходе, Арсен семафорит огнями и делай другой ручкой оппа!, вопрос один - чем он держится за руль?
И тут Айк неосторожно сказал -  Ну вот и все, у вас есть вопросы?

А то! Как это у нас нет вопросов, когда у нас с собой Хованов? Который подготовился же к поездке, литературку почитал, источники поизучал. И первым вопросом был вопрос про товарища Нжде - вот если он сидел во Владимирском централе, как он оказался временно в Армении, где его по экскурсиям возили?

О, это было нечто. Хованов по иезуитскости характера задавал вопросы, Айк пытался бороться, но у него плохо получалось, тогда ХОванов сам же на них и отвечал, одна из тетенек сзади, не говорящая по-русски, но понимающая, увлеклась, пересадила свою поющую товарку подальше и требовала от Айка переводить ей на армянский все, что говорил Хованов.
Я засыпала, просыпалась, а все это время в микроавтобусе жарким пламенем полыхала двуязычная дискуссия, где Хованов, надо отдать должное, складывал их на лопатки и немножечко рассказывал им про них же самих.

К тому моменту, как мы достигли Арени, Айк совершенно осип и только хриплым шепотом пытался еще что-то говорить.

Винзавод Арени предприятие семейное, нам предложили продегустировать и, при желании, купить, примерно 20 сортов вина и примерно пять сортов крепких алкогольных напитков. Так как я не пью, меня очень порадовало наличие сплевывательной емкости. Ну что сказать - мне понравилось только гранатовое, ежевичное и какое-то красное полусладкое



Уже было очень поздно, поэтому все быстро, для нас спецом открыли дегустационный зал, но, в принципе, тут есть еще и кафешка.





Когда мы добрались до Еревана, Айк признался, что он за сегодняшний день узнал о некоторых аспектах Армянской истории больше, чем за всю предыдущую жизнь и даже кинулся вмести с нами по окрестностям консерватории в поисках круглосуточного магазина (мне очень нужно было купить молока). Магазин мы нашли не круглосуточный, но парню как-то удалось уговорить охранника пустить нас внутрь, хотя уже было десять минут как закрыто.
Мы еще раз его поблагодарили и, обессиленные, но довольные, потащились домой.

Армения 2019

Previous post Next post
Up