Основы стилизации для «шипастого» стиля

Apr 06, 2007 10:37

Это неотредактированный вариант моей статьи "Крылья, ноги и хвосты - основы стилизации для «шипастого» стиля" вышедшей в журнале "Ногтевой Сервис" за май-июнь 2007 года.

Поскольку "шипастый" стиль относится к группе стилей, называемых на английском "tribal", он не предполагает точных пропорций и анатомически верных поз. Наоборот, ставка делается скорее на динамику. Создавая этот стиль, я брала за основу кельтских и скандинавских орнаментальных зверей, скифские и индейские мотивы. Ни один из этих стилей не отличается анатомической точностью. Но соблюдение определенных пропорций необходимо, особенно если животное рисуется целиком, хотя бы для того, чтобы сделать его узнаваемым. С другой стороны, можно подчеркнуть динамичность позы, например, сделав более длинные ноги или расположив голову в необычном для данного животного положении.
Мимика морды у животного, нарисованного в таком стиле минимальна (открытая/закрытая пасть, положение уха), но выразительности можно добавить за счет позы. Поэтому хорошо использовать абрис бегущего или прыгающего животного. Также хорошо выглядит животное с высоко поднятой или повернутой назад головой, это придает ему настороженный вид. Хвост я обычно рисую в неспокойном состоянии - вскинутый, изогнутый, или развевающийся, если зверь в движении. Кроме того, динамику придает стоящая дыбом/развевающаяся шерсть. По этой же причине я избегаю прямых линий и использую где можно изгибы, дуги, зигзаги и спирали.
Животное обычно рисуется в профиль, поэтому я чаще всего рисую одно ухо и одно крыло (чтобы не перегружать рисунок деталями), но все четыре ноги, иначе композиция получается неустойчивой. Поскольку ноги часто украшены прядями длинной шерсти, я изначально выбираю позы, где ноги достаточно отстоят друг от друга.
У меня нет четких правил, по которым я решаю, где длинная шерсть сливается с контуром, а где располагается отдельно. Шерсть на отдельном контуре подчеркивает линии тела и придает им изящество. Шерсть, слитая с контуром, придает зверю косматый и массивный вид.




Рисование расширений на линиях контура я обычно откладываю на последние этапы. Они служат в основном для заполнения пустот в рисунке, за исключением случая, когда все внутреннее пространство контура будет пустым. Тогда весь контур, или большую его часть, стоит сделать широким, чтобы он хорошо выделялся.



Голова, уши и рога
Голова прорисовывается ввиде "маски". Самое широкое место - вокруг глаза, бывают расширения маски около ноздрей и открытой пасти. Маска может соединяться с контуром шеи. Рога обычно рисуются соединенными с маской. Уши можно рисовать как соединенными, особенно если они крупные, или отдельно, тогда для них делается выемка в маске. Если у существа есть рога, направленные назад, уши рисуются отдельно и, обычно, маленькие, чтобы не загромождать морду излишком деталей.


В открытой пасти можно нарисовать клык на верхней челюсти или высунутый язык, или и то и другое вместе.


Если голова зверя плоская, лоб можно украсить "драгоценными камешками" как копыта или начать гриву прямо с переносицы.
Уши можно украсить кисточками, обычно на отдельном контуре, или сережками, которые рисуются также как "драгоценный камешек".

Грива и длинные пряди.
Длинные пряди могут "расти", в зависимости от видовой принадлежности животного - на шее и спине, на ногах, на брюхе, на хвосте, на нижней челюсти и даже на ушах.
Общий принцип рисования такой-же как для перьев, но пряди более треугольные, узкие и внутренняя линия о них обычно другой формы. Закрашенная часть в среднем больше, чем у пера. Внутренний контур повторяет внешний, или может быть полукруглым. Могут иметь вид "щетки" - короткие, частые, острые пряди. Кончики можно украсить спиралью.
Можно украсить пряди бусинами или изобразить их ввиде косичек.



Крылья
Почти нет разницы между изображением полуразвернутого и сложенного крыла. Полностью раскрытое крыло отличается от них контуром
Оперенное крыло можно рисовать с тремя рядами перьев или в более упрощенной форме, с одним только внешним (маховым) рядом и орнаментом внутри, чтобы заполнить пустоту в контуре.


Перья рисуются примерно так же как и пряди, но более широкими и более листовидной формы. Закрашенная часть у них больше, часто украшена пятнышком. У крупных перьев можно сделать внутренний контур не округлым, а из двух полукружий или односторонним, для большей декоративности. Кружочки у основания не обязательны, я обычно дорисовываю их грифонам, чтобы еще раз подчеркнуть различие между перьями и прядями шерсти.
"Декоративные" перья на хохолке или хвосте могут быть с утолщением на конце или ввиде спиралей.


Перепончатые крылья тоже можно изобразить двумя способами - с частичным заполнением и совсем упрощенным, с контуром только по краю.

Так же изображается и перепончатый гребень или плавник. Упрощенная версия в этом случае выглядит не очень эффектно, но ее тоже можно использовать там, где гребень/плавник маленький.


По этому же принципу рисуется и крыло бабочки.



Ноги, лапы и копыта
Как я уже говорила, чаще всего рисуются либо все четыре ноги, либо только две (по одной передней и задней). Три ноги (одна передняя или задняя заслонена другой) обычно дают совершенно несбалансированную композицию.
Сама нога рисуется примерно одинаково у всех животных и различается только длинной и массивностью. Лапа и копыто не слишком различаются по общей форме, но раскрашиваются и украшаются по-разному. Обычно звериная лапа рисуется с пальцами, поэтому я не закрашиваю ее целиком. Кружочки у основания пальцев не обязательны, но я их обычно рисую, по привычке. Копыто обычно закрашивается целиком или украшается "драгоценным камешком" или "отверстием".
Птичья лапа отличается от звериной в первую очередь более длинными пальцами. Кроме того, следует принять во внимание, что у птиц это всегда задняя нога, а у геральдических зверей - грифона и гиппогрифа - передняя.



Хвосты
Хвосты животных я обычно рисую двух типов: собачий/лошадиный - короткий, пушистый с прядями разной длинны, или львиный/драконий - длинный, с кисточкой/наконечником/спиралью на конце. Если речь идет о стилизации до степени зооморфного орнамента хвостов может быть и несколько.




Для улучшения композиции длинный хвост можно загибать под брюхо или на спину, хотя я делаю это редко. В более стилизованных изображениях хвост часто идет к груди, чтобы придать нижней части изображения закругленный вид.
Птичий хвост рисуется ввиде веера из перьев, желаемой длинны, ширины и формы, не обязательно симметричного.



Чешуя
Обычно рисуется крупная круглая чешуя, но могут быть и вариации. Я всегда рисую чешуйки группами или одним массивом по всему телу.



Другие варианты заполнения внутреннего пространства контура.
Самое простое - полоски разной длинны и формы, "растущие" из внешнего контура. Полоски можно нарисовать и не соединяя с контуром.
Другое простое украшение - ряд кружков одинакового или разного размера, расположенных на прямой линии или на дуге. Если рисовать кружки редко - получится что-то вроде орнамента, если часто - получатся бусы.
Также хорошо смотрятся большие круги с вписанной в них спиралью и трискели.


Кроме того, можно использовать спиральный или любой другой геометрический орнамент. Я люблю рисовать круговой орнамент из узких треугольников вершиной к центру.
Еще один способ - направить длинные пряди не наружу, а внутрь контура.



И, в заключение, несколько слов об оформлении фона. Если животное удачно вписывается в квадрат или прямоугольник, можно не добавлять на оставшиеся свободными места никаких элементов. Пустое пространство будет оттенять изображение.
Если нет - то можно добавить на фон мелкие и несложные элементы - звездочки, луну, цветы, листья, главное, чтобы они не были яркими и не отвлекали от основной фигуры. Очень красивый эффект дают один или несколько неполных кругов или дуг. Они почти не отвлекают на себя внимание, но придают композиции объем и динамику.
Кроме того, я обычно делаю картинке тонкую рамку или сильно затемняю цвет фона вдоль самого края, чтобы придать изображению законченный вид.

обучалки, tribal

Previous post Next post
Up