контраст одетого и раздетого

May 07, 2012 19:32

    Конечно, журнал “Rolling Stone” мимо такого события пройти не мог, и Анни Лейбовиц отправилась снимать Леннона для обложки журнала.  Изначально она хотела снять Леннона одного - ведь в глазах публики именно он был культовой фигурой, самым бунтарским битлом и музыкальным гением,  - а вот личность, внешность и музыкальные таланты Йоко Оно даже многие поклонники Леннона воспринимали, мягко говоря, с недоумением. «Что же он в этой японке нашёл?» - вот вечный вопрос многих поклонников, к тому же именно в ней многие видели одну из причин распада Битлз.

Однако сам Джон Леннон всем своим поведением уверенно демонстрировал, что Йоко для него - действительно во всех смыслах вторая половина, не только жена, но и равноправный соавтор.  Уже в конце 60-х молчаливая японка была неотделимой тенью Леннона и почти всегда присутствовала на репетициях группы, а в 70-х он отдавал её песням ровно половину места на своих альбомах. В 1980-м году, после некоторого кризиса в их отношениях, они снова были неразлучны: на публике и перед журналистами они появлялись вместе, и вместе были изображены на обложке альбома. Даже само название альбома -  “Double Fantasy” говорило о совместном творчестве, поэтому и для обложки “Rolling Stone” Леннон наотрез отказался позировать один - он непременно хотел, чтобы их сняли вдвоём.

Анни Лейбовиц собиралась сфотографировать Леннона раздетым - но Йоко была готова раздеться только до пояса. Как вспоминает Лейбовиц: «Тогда я сказала ей, чтобы она осталась полностью одетой, хотя я сама ещё не представляла, каким будет кадр».  После съёмки Леннон посмотрел на контрольный поларойдный снимок, и сказал:  «У тебя получилось передать суть наших отношений. Обещай мне, что этот снимок будет на обложке».  В тот же день, пять часов спустя Джон Леннон был убит. Фотография вышла на обложке специального номера “Rolling Stone”, посвящённого памяти погибшего музыканта.


Обложка "Rolling Stone", январь 1981

Рискну сказать, что снимок хорош даже в отрыве от контекста - в таком сюжете можно снять любую другую пару, и фотография всё равно будет интересна. Здесь есть тот самый конфликт между внешней формой и внутренним содержанием, который многие считают одним из рецептов хорошей фотографии. И ключевой момент здесь - именно в контрасте между одетым и раздетым человеком, этот контраст сразу придаёт снимку дополнительные смыслы. Например, попробуйте представить - если бы они оба были одеты или если бы голыми были оба - всё бы сразу упростилось и превратилось в обычную лав-историю. И конечно, этот контраст подчёркивается её спокойным, лишённым всяких эмоций лицом. Она спокойна и даже холодна, она защищена одеждой; он же зависим от неё, он доверяет ей, он беззащитен и открыт.

Анни Лейбовиц потом ещё не раз играла на этом контрасте, совмещая раздетого и одетого человека в одном кадре. Вот, например, другая пара знаменитостей, Джонни Депп и Кейт Мосс. И здесь трактовка кадра уже не так однозначна: на последнем моём семинаре по истории ню-фотографии в зале были довольно разные версии.



Annie Leibovitz - Johnny Depp and Kate Moss, 1994

Кто-то видел здесь явное превосходство женщины над мужчиной - мол, она тут такая усталая королева и просто позволяет ему быть рядом, а кто-то видел здесь беззащитность раздетой Кейт перед одетым Деппом. И это показательно - там, где нам остаётся пространство для домысливания, мы невольно что-то додумываем, исходя из собственного опыта и представлений об отношениях полов. Мне же кажется, что этот снимок, как и снимок Леннона и Йоко - в первую очередь о доверии и близости между двумя людьми. И такая фотография показывает привязанность двух людей намного сильнее, чем традиционный свадебно-романтический шаблон, в котором люди старательно целуются, держатся за руки и нежно друг на друга смотрят.

Что ещё важно: съёмка с верхней точки в обоих случаях.  Камера смотрит на сюжет не с привычной точки зрения человека, а скорее, с точки зрения некого ангела, парящего где-то в воздухе.  Такой кинематографический приём очень интересно работает: зритель вроде бы и понимает, что кадр полностью постановочный, и в то же время именно эта непривычная для человеческого глаза точка съёмки вызывает у зрителя ощущение…  что фотографа не было.  Камера смотрит на происходящее сверху, откуда-то из другого пространства,  «глазами ангела».  Съёмка с верхней точки вообще часто выносит фотографа за скобки, и, как ни странно, смотрится очень естественно, непостановочно.

И вот ещё один снимок Лейбовиц для обложки “Vanity Fair”. Две голых суперзвезды (Кира Найтли и Скарлетт Йоханссон) и одетый модельер Том Форд. Вообще-то изначально на обложку планировались три обнажённых девушки, но канадская актриса Рэйчел МакАдамс в последний момент отказалась, и Лейбовиц решила ещё раз сыграть на контрасте одетого/раздетого и ввела в кадр мужчину в костюме.  


Обложка "Vanity Fair", март 2006



Разворот обложки.

Конечно, Анни Лейбовиц была не первым и не единственным фотографом, который использовал контраст между одетым и раздетым человеком. Да что там фотографы - Эдуард Мане ещё в 1863-м году в своём скандальном "Завтраке на траве" изобразил голую женщину, как ни в чём не бывало сидящую рядом с полностью одетыми джентельменами. Просто в творчестве Лейбовиц этот сюжет проходит, что называется, красной нитью. И кто знает - может через несколько лет она снова сделает съёмку с подобным сюжетом.

Напоследок -  Дэми Мур на обложке “Vanity Fair” 1992-го года, одетая и раздетая одновременно. Здесь, конечно, труд художника достоин всяческого восхищения: мастер боди-арта Джоанна Гэр (Joanne Gair) целых пятнадцать часов рисовала этот костюм на теле звезды.



Annie Leibovitz - обложка "Vanity Fair", август 1992

Ну, и если уж мы начинали с Леннона... то вот бонус, никакого отношения к фотографии не имеющий: замечательная марка "частично признанного государства".  Марка выпущена в Абхазии в 1994-м году, какими-то частными предпринимателями на потеху коллекционерам. Почему такой выбор - комик Граучо Маркс и Джон Леннон ?  Уж не намёк ли на Маркса и Ленина ? )))


А также Фото обнаженных Джона Леннона и Йоко Оно были обнаружены на чердаке  
Previous post Next post
Up