"материал не для нашего времени"

May 15, 2013 10:45

Вчера в FB в френд-ленте возникла неожиданно тема Космодемьянской-старшей, то есть матери Зои и Александра, выступавшей с рассказами о своих героически погибших детях. Три месяца назад я написал об этой теме, оставив запись в режиме "только мне". Дискуссия побудила все же опубликовать - не столько как собственное размышление, сколько как информацию ( Read more... )

кино, советское, читая

Leave a comment

maa13 May 15 2013, 04:57:50 UTC
Недавно услышал, что после войны у бывших ее участников был крайне низкий социальный статус и "бряцать" медалями было "не модно" и делать это могли только дураки.

Логика такого отношения была простая и отражала интересы элит, как административных, так и культурных, то есть, если человек попал на войну и не получил бронь, то значит он никому не нужен в обществе, то есть, его значение для функционирования социума минимально, он, выражаясь современным языком, лох без связей и значения, без статуса и знаний, должной профессиональной подготовки и т.д., и т.п.

Поэтому, те, кто демонстрировал свое недавнее фронтовое прошлое - демонстрировали свою, как бы это сказать, гражданскую профнепригодность и общественную малопривлекательность, то есть, говоря, современным социологическим языком маленький объем символического, социального, культурного капитала.

Возможно, подобный подход неявно поддерживался государством, которому досаждали амбиции новоиспеченных военных героев.
И, вероятно, высшая бюрократия тоже не торопилась посылать своих родственников в окопы, что добавляло престиж наличию брони - то есть, если есть бронь - есть связи в высшем руководстве государства, области, города, то есть, значит, человек тем или иным образом интегрирован в элиту.

Видимо, это скрытое от глаз современного человека противостояние между престижем "брони" и ветеранами продолжалось довольно долго и знаменитые "Вечно живые" Розова и снятый по мотивам этой пьесы фильм "Летят журавли" отражают конфликт за первенство. В конце концов все разрешилось в пользу фронтовиков в 60-ые годы, не без помощи государства, естественно. Тогда, как известно, начали праздновать День победы. Но, не стоит сбрасывать со счетов и "лейтенантскую прозу", например.

К чему это я? Мне кажется, для того, чтобы понять все аспекты отношения Ирины Эренбург к матери Зои Космодемьянской надо учитывать ее социальную позицию. А ее социальная позиция, так или иначе, была связана со своего рода конфликтом между "броней" и "фронтом". И, вполне может быть, что этот конфликт влиял на ее восприятие ситуации.
Обратите внимание на акцент: хочет стать художников, а мать требует, чтобы шел добровольцем на фронт. Уже звучат мотивы "Летят журавли" и выбор: либо талант и любимая работа, либо добровольно на фронт.

Можно сочувствовать гуманистическим интенциям волнений Ирины Эренбург и разделять ее раздражение от шкурной эксплуатации патриотизма, но можно предполагать, что и ее позиция не является вполне объективной.

В данном случае я нисколько не хочу умалить душевные терзания Ирины Эренбург и других представителей ее круга, а искусственный характер культа Зои Космодемьянской для меня не вызывает сомнений.
Но, если мы будем видеть и понимать мотивы действующих лиц, то ситуация будет для нас, как бы это сказать, не такой плоской и однозначной, более объемной, разносторонней, с учетом реальных интересов живых людей, привязанных к той или иной социальной группе, а не абстрактным ценностям.
Понимать мотивы, конечно, лучше без торопливого вынесения оценок.

Как-то так получается.

Reply

gerda_svinopas May 15 2013, 05:32:58 UTC
да, и я как раз пытаюсь сказать об этом: надо помнить и о житье и быте Космодемьянских и о том, что это была семья, стигматизированная новой властью. Но вот в отношение Ирины Эренбург к брони Вы, видимо, не правы. Я цитировал в давней записи: http://gerda-svinopas.livejournal.com/407319.html

Reply


Leave a comment

Up