Оригинал взят у
a_kuryatkov в
Виктор Темин о начале боевых действий в Западной Белоруссии. 1939 г. Темин Виктор Антонович
В два часа ночи 19 сентября я получил оперативное задание редакции «Правды» выехать на съемки к месту операций советских войск в Западную Белоруссию. Через четыре часа, т. е. в 6 часов утра 19 сентября я уже находился в полете.
За Смоленском погода резко ухудшилась, и самолет до Минска шел бреющим полетом на высоте 20-60 метров, прорываясь сквозь густые грозовые облака.
В 10 часов утра самолет прибыл в Минск. Лететь немедленно дальше невозможно: погода ухудшилась еще более. Оставляю самолет в Минске, пересаживаюсь на машину и еду по направлению к Гродно - Вильно. Произвожу первые съемки: раздачу красноармейцами газет населению вблизи Вильно, восторженную встречу наших войск и т. д. В течение 45 минут я сделал около 200 снимков.
Демонстрация на одной из улиц Гродно в честь присоединения Западной Белоруссии к СССР
фото В. Темина Условия для съемки были самые неблагоприятные. Солнце выглянуло из-за туч на 2-3 минуты. Почти всю первую съемку я произвел при пасмурной погоде и дожде - снимал с открытой диафрагмой при .выдержке с 1/20 и 1/30 сек.
День быстро закончился, нужно было срочно отправить негативы. Самолет находился в Минске. Через несколько часов 20 сентября я приехал на автомашине на минский аэродром. Тут же на аэродроме, пронумеровав пленки, передаю их летчику. Через несколько минут самолет поднялся в воздух, а через четыре часа первые негативы встречи населением Западной Белоруссии советских войск были в «Правде». Тексты к снимкам были переданы по телефону.
Возвращаюсь на аэродром. Погода хорошая, летная. Получив разрешение на вылет, направляюсь из Минска прямо в Вильно, Через час самолет делает несколько кругов над городом и совершает посадку на виленском аэродроме. Здесь лежат разбитые польские самолеты, остатки одного самолета врезались в мачту радиостанции. Одни самолеты валяются обугленные, другие носом врезались в землю. Делаю целый ряд документальных снимков.
Одновременно на самолете были доставлены последние номера «Правды» за 21 сентября, где помещены статьи о 'Событиях в Западной Белоруссии и Западной Украине, а также первые снимки.
В Вильно встречаюсь с фотокорреспондентом «Известий» т. Трошкиным. Вместе со мной прилетел в Вильно фотокорреспондент «Вечерней Москвы» т. Дебабов. Нас уже трое. Делимся первыми впечатлениями о съемке, и приступаем к работе. Снимать есть что!
Вид одной из улиц г. Гродно в дни присоединения Западной Белоруссии к СССР
фото В. Темина. К вечеру встречаюсь с приехавшими фотокорреспондентами «Фотоклише ТАСС» тт. Лоскутовым, Фишманом, Межуевым и Черновым. Они сфотографировали исключительно интересный материал. Нужно срочно оправить его в Москву. Через несколько часов все негативы, сделанные фотокорреспондентами, за исключением негативов т. Трошкина, выехавшего в другом направлении, были отправлены на самолете «Правды» в Москву - и в тот же день вторая партия негативов была в Москве. По отправке негативов работало пять самолетов.
Рано утром 22 сентября я выехал на съемки в белорусские деревни. Из многочисленных эпизодов приведу один.
Мы ехали на легковой машине втроем-шофер Мих. Значенок, военюрист А. И. Костовецкий и я. Выехали очень срочно, оружие должны были получить в одном пункте по пути. В нескольких километрах от местечка Беница у автомобиля лопнули камеры. Машина остановилась. Шофер принялся за ремонт камер. В это время к нам подошла группа крестьян. Они рассказали, что до прихода Краской Армии, работали на помещика, дико издевавшегося над ними. Сейчас пан-помещик бежал, но поле с урожаем картофеля, посаженного их-же руками, осталось. Однако сейчас, когда пришло время копать панскую картошку, сторож помещика, вооруженный гранатой и револьвером, не подпускает их к полю. Крестьяне просили нас разоружить панского приспешника и дать им возможность выкопать помещичью картошку Сторож, заметив нас с группой крестьян, немедленно подбегает к нам с гранатой и револьвером. У нас же в этот момент никакого оружия не было, вдобавок и машина была неисправна. Положение оказывалось малоприятным.
Тогда т. Костовецкий вступил в беседу со сторожем, доказывая ему всю нелепость его поведения, рассказывая о жизни в Советском Союзе и пр. Я продолжал съемку. Примерно, через час подошли красноармейцы. Сторож с гранатой и револьвером исчез. А повеселевшие крестьяне стали тут же копать панскую картошку. Эти снимки были напечатаны в «Правде».
Машину удалось исправить, и мы поехали дальше. Всего за 20 дней на машине было сделано более 3500 километров по Западной Белоруссии. Особенно запомнилась съемка тех моментов, когда жители Западной Белоруссии с ликованием встречали Красную Армию и с исключительным вниманием слушали рассказы наших бойцов и командиров о жизни в Советском Союзе ...