"Ползун" от Академии имени Будённого

Aug 12, 2019 22:57

Снова о "сухопутных торпедах".

Нашёл акт об испытании той самой "торпеды" Военно-электротехнической академии.

Хранится он в РГВА. На обложке дела значится: "«Ползун» (Акт истытаний «СТ-ВЭТА»)".

Документ - машинописный. Привожу его с сохранением оригинальных орфографии и пунктуации.
В квадратных скобках курсивом - мои примечания. В жирных квадратных скобках - номера листов. Номер приводится в конце листа.

«СОВ. СЕКРЕТНО
экз. № 3
[номер экземпляра вписан от руки чернилами - Т. М.]
А К Т.
испытаний сухопутной торпеды (СТ-ВЭТА) конструкции Военно-Электро-Технической Академии им. БУДЕННОГО.

24 января 1940 г. Комиссия в составе: председателя воен. инженера 2 ранга тов. НИКОЛАЕВА (инспектора по изобретательству СЗФ) членов: героя Советского союза полковника ПОГОДИНА (помощника начальника АБТВ 7 Армии), батальонного комиссара ГЛЕЗЕРА (Комиссара ОИВ 7 Армии), майора ИВАНОВА (начальника План. Произв. отделения Инж. Управления фронта), воен. инженера 2 ранга МАРКОВА (Начальника кафедры ИФСТ -ВЭТА), воен. инженера 2 ранга ЛИВШИЦ (Начальника кафедры ИФСТ-ВЭТА), Воентехника 2 ранга МАНОВЦЕВА (слушателя 5 курса ВЭТА) и Начальника цеха № 3 завода № 234 т. СОЛОВЬЕВА, на основании распоряжения Начальника Штаба Северо-западного фронта Командарма 2 ранга т. СМОРОДИНОВА за № 079515 от 22.1.40г. произвела испытание сухопутных торпед конструкции Воен. Электро-технической Академии, разработанных заводами №№ 234 и «Красная Заря», с целью определения:
1) Проходимости,
2) Преодоления рвов,
3) Под”емов и спусков,
4) Преодоления вертикальных стенок,
5) Выявления необходимых размеров клиренса,
6) Прохождения снежного покрова: а) маневренности, б) радиуса действия.
7) Веса взрыввещества,
8) Применения подвижных торпед в действующей армии как для отдельных заданий, так и совместно с другими родами войск по борьбе с противником.

Место испытаний - район 7 Армии УУСКИРКА.

Конструктивные данные испытываемых образцов.

Боевой вес                            -           450 кгр.
Полезная нагрузка (ВВ)      -           125 “
Удельное давление гусеницы        0,1 кг/см2
Ширина торпеды                 -           950 мм
Д л и н а опорной поверхности     1150 мм
Общая длина торпеды         -           1750 мм
Высота торпеды                   -           740 мм
Движитель гусеничный
К л и р е н с                          -           260 мм
Электродвигатели               -           шунтовые ГС -1000
Питание - от батареи типа 6-СТА-9

Управление по проводам, через релейных пост кнопочным пультом на 6 команд (вперед, назад, вправо, влево, стоп, взрыв.)

[2]

Расчетная дальность управления               -           500 метр.
Запас хода                                                    -           500 “
(или на 30-40 м.ходового времени)

Торпеда снабжена приспособлением для самовзрыва в случае потери управления и остановки ее, а также при вырубании рубильника.

Результаты испытаний.

В испытаниях участвовало два образца опытных типов, проходивших до этого заводские и полигонные испытаний. Оба образца прошли по свежему снежному покрову после снегопада, глубиной от 30 до 80 см., с погружением гусениц в нег на 20-25 и 30 см. расстояние 300-350 метр., со скоростью движения - 1,25 клм. в 1 час.
Спуск с пригорков, крутизною до 40º не сказывается отрицательно на устойчивости торпеды. Преодоление короткого под”ема (на 1 - 1 ½ метра) возможно до 30-35º.
При движении же на более длинную дистанцию под”ема торпеда получает боковое скольжение по снегу (юзом), ввиду недостаточного сцепления гусениц в глубоком рыхлом снеге. При прохождении одной из гусениц в глубоком рыхлом снеге. При прохождении одной из гусениц пия [так в тексте - Т. М.], высотой 25 см., торпеда выдерживает боковой крен 30º, свободно преодолевая препятствие. На своем пути торпеды преодолевали: снежные бугорки, высотой до 50 см., мелкие кустики с диаметром ствола в 2-3 см., забор из жердей, высотой в 50 см., проволочные препятствия в две нитки, высотой от земли 60 см., от снега -40 см., занесенные снегом канавы, глубиной до 1 метра, шириной до 1 1/2м. и камни, высотой в 20 см. (при движении по нормали к препятствиям).
Управление торпеды на маневренность (поворот, стоп, вперед и назад) показало удовлетворительные результаты.
Об”ем тары под ВВ допускает максимальную погрузку до 125 кгр. При условии видимости пути исследования торпеды, последние можно завести до цели взрыва на 500 метр..

Произведенный взрыв торпед показал:

По 1-му образцу.

Торпеда имела направление на надолбы, расположенные в 4 ряда, с целью подрыва последних и проделывания в них проходов для танков.
Вследствие плохой видимости (22 часа), недостаточной точности работы часового замыкателя и связанности взрывной команды с задним ходом торпеды, последняя отошла от надолб назад на 15 метр. и при взрыве образовала воронку в торфяном грунте, размером: глубина 1 1/2 м.,  длина 6 метр., ширина - 5,3 метра, с пологим краем в сторону надолб.

По 2-му образцу.

Торпеда была направлена на сооружение и складки из гранитного камня, размерами 0,9 х 0,7 м. на цементном растворе с толщиною стен в 1,1 метра. Размеры сооружения: длина 15 м., ширина 10м., высота 3м.

[3]

Перед началом взрыва торпеда занимала положение: непосредственно упираясь в стену носом, имея по бокам гранитные надолбы, закопанные в землю до 0,9 метра, размеры которых - высота 1 м., сечение 30х40 см., расстояние между надолбами 1,2 метра.

После взрыва боковая стена и стена фасада разрушены наполовину их длины до основания, с разрбрасыванием [так в тексте - Т. М.] камней размером 60х80 см. на 15 метр. и уничтожением 4 надолб.
При обоих взрывах от торпед ничего не осталось, кроме кронштейна от катушки провода. Расстрел 15-ю патронами одной из торпед на расстоянии до 250 м. в ночных условиях одиночными винтовочными выстрелами не дал отрицательных результатов на живучесть торпеды. Во время испытаний имел место один случай обрыва гусениц.

Общие замечания.

1) Результаты испытаний показали, что при управлении торпедой необходимы хорошо обученные и натренированные в вождении кадры.

2) Необходимо повысить сцепление гусениц со снежным покровом, путем увеличения отбортовки траков на 2 мм.

3) При заводской приемке проверять каждую гусеницы на растяжение, согласно техническим условиям.

4) Носовую часть ящика под ВВ вынести вперед на уровень гусениц.

5) Конструкция ящика с крышкою под ВВ должна быть жетской.

6) Для лучшей кладки ВВ - размеры ящика должны соответствовать размерам шашек ВВ: 5,2 х 5,2 х 10,2 и 5,2 х 2,6 х х [повтор в тексте - Т. М.] 10,2.

7) Над основной крышкой поста управления необходим ящик под второй заряд в несколько шашек для подрыва катушки провода.

8) При взрыве торпеда должна быть в положении “стоп”, для этого необходимо на реле С4 дополнительный контакт на размыкание соответствующей цепи.

9) Торпеда, вместе с постом управления и катушкой должна быть окрашена в белый цвет для большей маскировки.

10) Часовой замыкатель должен легко выниматься из ящика в полевых условиях, при движении торпеды и иметь надежный контакт, общее замедление в 1 час времени и точность замедления до 1 минуты.

11) Жилы кабеля должны иметь различную расцветку и общую белую оплетку.

12) Направляющие кабеля должны быть жесткими.

[4]

13) Для безопасного сопровождения торпеды кнопка в цели исполнения при всевозможных маневрах и любой тряске должна оставаться в утопленном положении и ни в коем случае не выскакивать.

14) Напряжение от пускания реле КИ должно быть не меньше 9-ти и не больше 10 вольт.

15) Наиболее рациональное использование торпеды при выполнении заданий возможно при скорости 4 клм., поэтому в серии необходимо предусмотреть на первых порах торпеду с повышенной скоростью до 2-2 1/2 клм. в час, с одновременной разработкой образцов с увеличенными скоростями.

В Ы В О Д Ы:

Комиссия считает, что использование торпед возможно:

1. Для взрыва надолб, - для чего необходимо заряд ВВ располагать вынесенным вперед на уровень гусениц, чтобы он непосредственно соприкасался с об”ектом; тоже и для кормовой части. Для более эффективного действия взрыва торпеда должны быть заведена до 3-го ряда надолб.

2. Для подрыва ДОТ вес заряда должен быть не менее 150 кгр. Торпеда должна быть подведена непосредственно к стене ДОТ ближе к амбразуре.

3. Для преодоления проходов в проволочных заграждениях - торпеда вполне применима, но применение ее не рационально.

4. Для уничтожения эскарпов наиболее целесообразно расположение заряда на торпеде не ниже 0,5 метра от поверхности земли (для чего произвести практическую поверку).

5. Применение торпеды для образования проходов в завалах целесообразно лишь с точки зрения уничтожения в завале заложенных противником фугасов и мин (необходимо проверить).

6. Подвозка патронов торпедой применима будет лишь при более повышенной скорости.

7. Взаимодействие торпеды с пехотою возможно: а) в блок-группах, б) при сапных работах, в) при коротких контр-атаках мелких подразделений пр-ка для уничтожения живой силы его.

8. Неприспособленност торпед к движению через рвы, окопы [видимо, здесь должна быть запятая, но она не влезла, буква «ы» - на самом краю листа - Т. М.] в лесу, густом кустарнике и среди частых пней - позволяет их применение на сравнительно открытой местности, где возможен обход непроходимых участков и наблюдение за движением торпеды.

9. Для обслуживания торпеды необходимо иметь 3-х наблюдателей: одного впереди и двух человек для непосредственного управления. (При необходимости может управляться одним человеком).

[5]

10. Для лучшего управления торпедой необходимо тщательно проработать вопросы сигнальной связи между наблюдателями и ведущим.

11. Комиссия считает, что для более эффективного воздействия на противника использование торпед должно быть массовым и внезапным для сохранения секретности, при чем возможно после первого ознакомления противника с торпедой, применение ее будет затруднено, вследствие того, что она не проверена при воздействии на нее ружейно-пулеметного огня, что требует практической проверки.

12. Комиссия считает, что вышеозначенную торпеды необходимо применить в период прорыва полосы главного сопротивления УР противника.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ                          [Подпись] (НИКОЛАЕВ)
ВОЕН. ИНЖЕНЕР 2 РАНГА

Ч Л Е Н Ы:                ПОЛКОВНИК                     [Подпись] (ПОГОДИН)

БАТ. КОМИССАР               [Подпись] (ГЛЕЗЕР)

МАЙОР                                [Подпись] (ИВАНОВ).

ВОЕН. ИНЖЕНЕР 2 РАНГА [Подпись] (МАРКОВ)

ВОЕН. ИНЖЕНЕР 2 РАНГА [Подпись] (ЛИВШИЦ)

ВОЕНТЕХНИК 2 РАНГА      [Подпись] (МАНОВЦЕВ)

НАЧАЛЬНИК ЦЕХА № 3      [Подпись] (СОЛОВЬЕВ)
                                           з-да № 234

отпеч. 4 экз.
экз. №№ 1-3 по списку
        № 4 - в дело.

ЕФ.»

РГВА. Ф. 24701. Оп. 1. Д. 206. Л. 2-6.

Зимняя война, 1940, РГВА, "торпеды"

Previous post Next post
Up