На следующий день начнётся война...
Напечатано: Ленинградская правда. 1939. 29 ноября.
Финский народ осуждает политику марионеточного правительства
Экономическое положение Финляндии, которое к началу текущего года можно было еще считать более или менее удовлетворительным, в настоящий момент, в связи с чрезвычайными мерами правительства, серьёзно осложнилось.
В связи с развернувшимися событиями в центре Европы, в силу блокады и закрытия торговых путей, экономика Финляндии стала испытывать упадок. Все рынки оказались закрытыми, торговля сократилась в сильной степени, что, в свою очередь, сказалось на падении производства и на ухудшении положения трудящихся масс Финляндии.
Финские правящие круги, вкупе с воинствующей буржуазией Финляндии, не могли отказываться от своих враждебных устремлений, которые они питали к стране социализма.
Начатые по инициативе СССР переговоры с уполномоченными финляндского правительства со всей отчетливостью выразили эту органическую неприязнь руководящих кругов Финляндии к СССР.
Вместо улучшения отношений с Советским Союзом, финляндские руководители ответили усилением вооружения страны, мобилизацией резервистов, переводом государства на военное положение и открытыми призывами к войне с Советским Союзом.
Под флагом охраны нейтралитета и суверенитета Финляндии развернулась настоящая подготовка к войне с СССР. В этой беззастенчивой провокации финскими шовинистами использовались все методы гнусной клеветы и лжи по поводу мирных предложений советского правительства.
Настоящая внутренняя политическая обстановка в Финляндии нагляднее всего показывает, какую опаснейшую игру затеяли финские заправилы. Военные мероприятия правительства поглощают ежедневно из финляндского бюджета свыше 50 миллионов марок на содержание армии, шюцкора, эвакуируемого населения.
Даже правительственный орган «Хельсингин самомат» в передовой статье от 12 ноября вынужден признать серьёзные финансовые затруднения. Достаточно сказать, что сумма кредитных билетов, находящихся в обращении, за последнее время увеличилась с 2 миллиардов марок до 3 миллиардов 400 миллионов. «Беспричинное из’ятие из банков в большом размере кредитных билетов, - пишет эта газета, - обострило положение на финском рынке».
Последствия военных мероприятий особенно остро отражаются на широких массах трудящихся. В связи с закрытием внешних рынков резко возросла цифра безработных, которая, по данным финской печати, составляет 9.350 человек официально зарегистрированных. На самом деле эта цифра несравненно выше.
Некоторые предприниматели не могут выплачивать зарплату своим рабочим, домохозяева выбрасывают семьи мобилизованных на улицу за невзнос квартирной платы. Недостаток горючего в стране привел к тому, что сильно сократилось отопление жилых домов и учреждений. Продовольственные затруднения растут с каждым днём. Сокращается до минимума потребление необходимых продуктов (сахар, чай, мыло, соль). Не большинство предметов широкого потребления введены повышенные цены. Характерно, что на-днях в Финляндии выпускается в продажу почтовая марка, посвященная «обороне страны», стоимостью в 2 марки, но она будет продаваться по цене 4 марки (2 марки пойдут на «оборону» страны).
Рост недовольства финского народа политикой правительства особенно резко сказывается среди резервистов. Даже газета «Суомен сосиалдемократти» в номере от 12 ноября вынуждена признать страшную бедность рабочих семей. Они испытывают недостаток в одежде, обуви, питании. Квартирная плата непомерно велика. Одна из провинциальных газет Финляндии пишет, что «работодатели заставляют рабочих раотать сверхурочно и без выплаты компенсации».
Большое возмущение военными мероприятиями наблюдается среди широких слоев крестьянства, о чем пишут сами крестьяне в своем, недавно закрытом правительством, центральном органе «Суомен пенвильелия». Так, один из крестьян пишет:
«Мы, мелкие крестьяне, все абсолютно единогласны в том, что при теперешних условиях, можно обеспечить самостоятельность нашей страны тем, если мы будем в хороших отношениях с нашим восточным соседом».
Другой крестьянин, выражая недоумение по поводу мер правительства, вызывающих повсюду удивление, ибо никакой угрозы с востока нет, пишет:
«Мероприятия правительства причинили большие убытки, в особенности мелкому крестьянству. Семейства мелких крестьян остались без хозяина. Многие работы не закончены, земля не вспахана и не засеяна, так как лошади мобилизованы. Положение крестьянских хозяйств осложняется еще и потому, что крестьяне не получают никакого пособия».
Автор заключает свою статью следующими словами:
«Для нас эта война может стать весьма быстро тяжелым бременем, что не может не вызвать печальных последствий…»
Таково положение широких трудящихся масс Финляндии. Неслучайно датский писатель Мартин Андерсен Нексе недавно писал:
«Финский народ, получивший свою свободу в подарок от Ленина после победы большевизма в Советском Союзе, так и не вкусил этой свободы. Он настолько сильно угнетаем господствующими классами, что можно сказать, что он доныне не возродился как свободный независимый народ».
Но финский народ знает цену политическим картежникам, он отлично понимает, какую линию ведут финские политиканы вкупе с реакционной, продажной финской буржуазией. Он не пойдет по пути обанкротившихся политических дельцов, избравших метод шантажа, провокаций и интриг против СССР.
Наглая провокация финской военщины, идущей по пути незадачливых заправил бывшего польского государства - господ Бека, Мосьцицкого, будет парирована двойным и тройным ударом сокрушительной силы.
«Наш сталинский лозунг таков: на удар провокаторов войны ответим тройным ударом, на каждый вражеский выстрел ответим ворошиловскими залпами», - пишут в своей резолюции рабочие завода «Большевик».
«Пора напомнить финляндским правителям, - указывают в своей резолюции рабочие завода им. рабочего Егорова, - что Советский Союз с друзьями поступает по-дружески а с врагами по-хасановски».
Таков твердый и уверенный голос всего советского народа, великого поборника мира, друга и защитника малых народов.
Г. ПАВЛОВ