Психотехнический пробег Алма-Ата - Мурманск и обратно: без бензина, без денег, без документов. 1978

Feb 01, 2013 21:29



Было это несколько лет назад. Мы ехали на автомобиле по проспекту Мира со стороны Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства. И вдруг внимание наше привлек необычный в общем потоке машин экипаж. Это был нескладный железный ящик на колесах. Передние колеса с мотоколяски - маленькие. Задние - большие, с грузового автомобиля. Лобового стекла у экипажа не было. За рулем сидел вдохновенный старик, внешне похожий на Карла Маркса. Седые развевающиеся на ветру волосы, широкая окладистая борода, подернутая сединой. Загорелое до цвета густой бронзы лицо. Тяжелые руки лежали на баранке руля. На плечах водителя, словно чапаевская бурка, развевалась и шлепала на ветру выгоревшая солдатская плащ-палатка.

Вид экипажа и водителя был столь экзотичен, что мы сразу заспорили: кто он, откуда путь держит?

- Никуда не уйдет, - улыбнулся один из нас. - Все равно в журнал приедет... Куда ж еще?.. Умелец...

Говоривший не ошибся. Старик приехал в редакцию журнала «Техника - молодежи» часа через два - видимо, долго искал, где размещается популярная редакция.

Мы спустились на улицу к автомобилю.

Высокий могучий старик протянул огрубелую руку и представился:

- Глеб Вячеславович Мартынов. Изобретатель. Провожу психотехнический пробег по маршруту: Алма-Ата - Мурманск. Заехал к вам - отметиться...

- Психотехнический? - переспросили мы удивленно.

- Да... Видите, написано на борту: «Психотехнический пробег Алма-Ата - Мурманск и обратно: без бензина, без денег, без документов».

- Я хочу выяснить отношение народа к умельцу, находящемуся в сложных условиях. Дело в том, - пояснил Глеб Вячеславович, - что я построил необычный автомобиль. Показываю его населению. Создал для себя и автомобиля напряженные условия и хочу знать, как отнесутся к этому люди. А маршрут вполне достаточный, чтобы выяснить этот важнейший, как понимаете, принципиальный вопрос для всякого изобретателя.

Глеб Вячеславович говорил убежденно и вдохновенно. Лицо его, исхлестанное ветрами, продубленное дождями и опаленное солнцем, было библейски красиво - лицо пророка.

- Как же без бензина? - робко спросил кто-то из нас.

- А вот так... До Москвы доехал. И ни один водитель грузовика не отказал мне ни разу в толике горючего. Понимают...

- А без денег?..

- Читайте, тут написано: «Осмотр объекта - 10 коп. С группы - один рубль». Смотрят. А мне копейка идет...

Мартынов поднял кованую крышку капота. И мы увидели почти чудо - под капотом разместился двигатель с воздушным охлаждением. На каждом цилиндре была отлита надпись: «Г. Мартынов». Сомнений нет - двигатель самодельный. - Неужели все сами?

- Все... Цилиндры отливал. Поршни точил. Даже кривошип научился на токарном станочке обрабатывать...

- Невероятно, - уронил кто-то из нас.

- Невероятно говорите, - с гордостью произнес умелец. А у меня и запасные моторы в багажнике имеются.

И царственным жестом он распахнул заднюю крышку своего кованого сундука на колесах. Под крышкой лежали еще два двигателя, но уже трехцилиндровые. Мы не переставали удивляться. Конструкция автомобиля была абсолютно самобытной - она на каждом шагу изобиловала авторскими новинками. Тормоза - колодочные, по типу железнодорожных. Деревянные колодки давят непосредственно на покрышки задних колес. Рулевой механизм без червяка - рулевое управление связано системой рычагов с передними колесами. Вместо звукового сигнала - колокольчик. И так все... Грамотно, но где-то на уровне каменного века автомобилизма. По-своему, по-мартыновски.

- Это у меня не первая машина, - пояснил Г. Мартынов.

Мы поднялись в редакцию и разговорились. Глеб Вячеславович степенно, не торопясь, рассказал о том, что с детства занимается изобретательством. Строил аэросани и мотопилы, конструировал крупорушки и краскотерки. А вот теперь, в пенсионном возрасте, решил на себе и автомобиле испытать отношение народа к умельцу.

- Ушел в пробег... ушел в народ, - степенно произнес Г. Мартынов.

- Но как же Вы ездите без документов?

- Инспектор остановит меня, начнет расспрашивать. Я все расскажу, как, что и почему. Ну и, если он с понятием, - пропускает. Один майор даже деньги протянул: бери, дескать, отец, тебе в дороге пригодится. А мы уж как-нибудь обойдемся...

- А ночуете где?

- Здесь же, в машине под плащ-палаткой. Иначе нельзя - украдут машину...

Мы рассмеялись. Кто польстится на этот безумный, безумный экипаж?
И все-таки дали мы умельцу в дорогу документ. В нем значилось:

«Всем, кого это касается. Предъявитель сего народный умелец Глеб Вячеславович Мартынов совершает научно-экспериментальный автопробег по стране. Цель его психологическая - выяснить отношение народа к изобретателю. Просим оказывать экспериментатору посильную помощь в проведении автомобильного пробега со столь благородными целями».

Г. Мартынов отозвался только месяца через два. Он сообщал, что пробег его благополучно завершен - он вернулся в родной город. Лишь однажды был он вынужден воспользоваться предоставленным ему письмом. Где-то в дороге, в маленьком городке под Саратовым, остановил его молодой милиционер:

- Послушай, отец, у тебя здесь сплошные нарушения: без бензина, без документов... Я вынужден тебя задержать.

- Тут я и вынул ваш документ, - сказал Глеб Вячеславович.

Работник милиции долго рассматривал бумагу, штамп редакции:

- Научный, говоришь, пробег...

- Да, научный. Чай, написано...

- Ну, если научный, тогда езжай.

«Что касается народа - он понимает, он уважает. Могу подтвердить, на себе испытал», - закончил Г. В. Мартынов.









Изобретатель Глеб Вячеславович Мартынов был человеком азартным. Разрабатывая и самостоятельно изготавливая моторы оригинальной конструкции, он испытывал их на самодельных автомобилях. Причем автомобили, в отличие от двигателей, были весьма и весьма примитивны. Основным материалом для их изготовления служило дерево. И тому были веские причины.
В восточных городах базар имеет первостепенное значение, и Алма-Ата здесь не исключение. На базар Глеб Вячеславович всегда ездил только на своем самодельном автомобиле, внешность которого соответствовала семидесятым годам девятнадцатого века. Но это внешность, а весьма совершенный мотор обеспечивал "повозке из прошлого" совсем не древнюю динамику. И на обратном пути изобретателя уже поджидали местные джигиты на самых скоростных в те годы автомобилях - ГАЗ-24, "Москвич-412" и ВАЗ-2106. Гонки проходили тут же, на дороге, ведущей к базару, и крайне редко они заканчивались в пользу заводских конструкций. Очень часто соревнования прекращались местной ГАИ. Поскольку конструкции Мартынова не имели техпаспорта и номеров, их, как правило, арестовывали. Потом выяснялось, что они, ко всему прочему, не соответствуют действующим требованиям к самодельным автомобилям. Хозяину предписывалось тут же уничтожить плод его усилий и стараний. И он делал это прямо на глазах представителей власти - топором разбивал автомобиль.
Но каково же было удивление автоинспекции, когда в следующий базарный день Глеб Вячеславович снова был на базаре на самодельном автомобиле и снова участвовал в гонках "кто кого".
А чуда здесь никакого не было. Просто из заранее приготовленных деревянных заготовок всего за полдня сколачивался новый кузов. Никакой окраски или дополнительной обработки не требовалось, ведь его жизнь ограничивалась первым же взмахом полосатого жезла.





А вот кусок статьи из нового времени. "Казахстанская правда" 2007 г.:

А еще у алматинских реставраторов есть свой настоящий исторический герой и прародитель движения - Глеб Вячеславович Мартынов. Так уж случилось, что, готовя материал, я в разных вариациях слышала рассказ о чудном старике, который на своей механизированной арбе колесил по городу в шестидесятые годы. Андрей помнит, как Мартынов на своей самоделке «обгонял мотоциклистов, как стоячих». Махамбет не забыл, как седой старик со своей старухой на Зеленом базаре пилили всем желающим дрова на циркулярке, приделанной к автомобилю. А еще все помнят о том, как демонстрировал он свое необычное автотворение всем желающим, поднимая капот, под которым бился «пламенный мотор» то ли от самолета У-2, то ли от «Мессершмитта». И табличку на автомобиле: «Осмотр объекта - 10 копеек с человека. С группы - рупь». Человек обрастал легендами - легендой и оказался. Следы мартыновских конструкций отыскались в журнале «Техника молодежи», а затем и в раритетной теперь уже книге «Я строю автомобиль», проиллюстрированной знаменитым датским карикатуристом Херлуфом Бидструпом!

Про Глеба Мартынова упоминалось и в статье "Самодельщики" в "Смене".

Фотографии взяты из архива РИА Новости.

автопробег, ретро фото

Previous post Next post
Up