Главная причина брака для классического римлянина - рождение детей, официальных наследников для продолжения фамилии. Были еще причины имущественного и политического толка - богатое приданное невесты, союз с с другой фамилией и так далее. Но такой причиной никогда не была любовь.
В римской семье жена это поставщик официальных наследников со статусом домочадца, наряду с детьми, клиентами, рабами и так далее.
При отсутствии любви по - другому воспринималась и измена. В Древнем Риме измена в браке порицалась, особенно жены, но не вызывали особых страстей. На дуэль из-за измены никто не вызывал. Факт измены скорее показывал слабость главы семьи, который даже не может справиться со своей женой. И выход из этой ситуации был очень оригинальным - муж не устраивал сцен, не пытался скрыть поведение жены от общества, он просто публично заявлял об этом
Если жена его обманывает, его обвинят в недостаточной бдительности или решимости, постольку поскольку он допустил супружескую измену; да еще, пожалуй, и в попустительстве общему падению нравов - по слабости его характера, подобно тому, как у нас обвиняют родителей трудных подростков в том, что те были излишне мягкими и избаловали своих детей, не сумев оградить их от контактов с уличной преступностью, представляющей серьезную угрозу общественной безопасности. Для мужа или отца единственным способом избежать общественного порицания было - первым публично заявить о безнравственном поведении своих домашних. Император Август в своем указе подробно рассказывает об интимных связях собственной дочери Юлии, Нерон - об измене своей жены Октавии, и все это только для того, чтобы не быть обвиненными в «терпимости», а значит, и в потворстве пороку. Остается лишь восхищаться - или осуждать стоическое молчание других мужей.
Юлия - дочь Августа
Практически все жены великих людей Древнего Рима изменяли своим мужьям: Катону, Цезарю, Помпею.
При супружеских изменах часто естественным выходом был развод. Развестись в Древнем Риме было проще простого. При этом инициатива могла исходить от обоих супругов. Жена забирала приданное и уходила.
Но вот дети - практически всегда оставались в семье мужа.
Также среди римской элиты широко практиковался кругооборот жен. Один патриций разводился со своей женой, чтобы его друг смог на ней жениться.
С развитием стоицизма и так называемой «новой морали» изменился и взгляд на брак. Теперь это был не только институт по поставке «официальных наследников», но и необходимым условием отношения супругов становится дружба между ними. Такое видоизменение отношений в браке привело к следующим следствиям:
- измена жене равноценно порицается измене мужу.
- сдержанностью в сексе. «не нужно относиться к своей жене как к любовнице», - наставляет Сенека.