Первобытное общество в центре города

Feb 17, 2010 21:38


Предлагаю какому-то  Вашему вниманию свою статью, которая вышла около года назад в газете "Чёрно-белый светофор" (ныне издание перешло с материального носителя на сетевой). Работа носит характер попурярного изложения моих личных наблюдений в период 2003-2005 гг, когда я  методом включённого наблюдателя изучал жизнь арбатских люмпенов. Оставляю вариант, "отредактированный" руководством газеты. Курсив - вступление "редактора", смеяться после прочтения.

Первобытное государство в современном государстве. Товарищ Герасимов Н.И. обнаруживает и раскрывает гос. структуру нового государства основанного в самом центре столицы Российской Федерации с 1980г.

Далёкие 1980 - 1990-е годы. Русский рок гремит в почти каждом дворе, почти каждый человек, хоть немного владеющий тремя аккордами на гитаре, знает несколько песен из сочинений групп «Аквариум», «ДДТ», «Кино». Воздух наполнен табачным дымом, молодые хипповатые на вид люди задушевно что-то напевают, а город тем временем игнорирует их присутствие…. Молодым людям свойственно образовывать субкультуры, будь то компания любителей драматического театр или фанаты какого-либо направления в музыке. Суть большинства субкультур - объединение по интересам и создание определённых традиций, выраженных также в предметно-материальной форме. Уже давно не секрет, что в каждом городе есть особые места сборищ молодых представителей различных субкультур. Одна из важных проблем рокеров начала 90-х состояла в том, что было чрезвычайно трудно найти места скопления таких же поклонников любимой рок-музыки…. На данный момент субкультурные сборища характеризуются:

- постоянной привязкой к территории

- достаточно устойчивым представлением о сакральном

- особыми традициями, правилами поведения

- своеобразными табу, понимание которых проводит границу между «своими» и «чужими».

Вышеперечисленные требования к неформальному сборищу также применимы и к условиям возникновения государства. Таким образом, внутри развитого общества появляется другое - молодое, отчасти зависимое, но во многом уже самостоятельное социальное образование. Примером такого государства в государстве является тусовка на Старом Арбате в Москве (которая как раз сложилась во многом из старых рокеров)

Всё в те же далёкие 90-е Арбат являлся одной из тех немногочисленных точек сбора рокеров, металлистов и панков, где бурно кипела неформальная жизнь. Здесь музыканты демонстрировали своё искусство игры на поломанной гитаре, здесь произносились пламенные речи, сочинялась поэзия, формировался уникальный городской фольклор. Но ничто не стоит на месте, и время если не разрушает прежнее, то создает будущее. Неформальная тусовка имеет тенденцию разрастаться, увеличиваться в объёме, менять свою внутреннюю структуру. Так, со временем децентрализация маргинальных кругов плохо сказалась на статусе «арбатской тусовки».Утечка кадров подорвала прежний расцвет маргинальной культуры, однако культурные достижения прошлых лет всё-таки отложились в традициях и привычках. Теперь возле Стены Цоя можно встретить людей, которые достаточно скептически относятся к творчеству группы «Кино», что, однако, не мешает им признавать святость Виктора Цоя… Ничто не вечно. Даже субкультуры периодически приходят в негодность, традиции игнорируются, табу нарушаются, а потом вновь отчаянные фанаты пытаются всё воссоздать. Одним словом, жизнь кипит и развивается. В 2003 году стала заметна система, по которой развивается арбатское сообщество. Выявленные данные были подвергнуты анализу и систематизации.

Социально-политические и экономические основы культуры «Арбатской тусовки».

Экономика. Местные жители занимаются откровенным собирательством и примитивной «охотой». «Аскание» денег (англ. «ask», т.е. спрашивать) у прохожих составляет главнейшую форму деятельности на Арбате. Человек, не умеющий «аскать» практически вычеркнут из системы, поэтому новички, не получившие должных уроков со стороны старших, рискуют истратить все свои денежные запасы и уйти навсегда из общественной жизни. Через «дядь, дай 10 копеек» реализуется денежный поток извне. В данном случае прохожие составляют основу природных ресурсов Старого Арбата. Немаловажными факторами в добыче денег являются:
1. погодные условия (в дождливую погоду прохожих на улице куда меньше, чем в ясную)
2. смена времён года (зима в этом плане просто пропащее время, работать трудно, люди недоброжелательные)
3. строгая зависимость от государственных праздников РФ ( в эти дни прохожих на Арбате становится очень много и вероятность хорошего улова увеличивается)
После того, как «аскер» собрал достаточное количество денежных средств, он, как добропорядочный житель Старого Арбата и патриот своей улицы, должен часть своей суммы тратить на некоторые местные праздники (День рождения Цоя, день записи первого альбома и т.д.)
Власть. На Арбате в негласном порядке существовал и существует до сих пор культ старших. Как правило, «старейшин» всегда немного, но именно они помнят главные памятные для тусовки даты и они же организовывают праздники. К «старейшинам» часто обращаются для решения какого-либо конфликта. В качестве третьей стороны они по-своему оценивают ситуацию и дают определённые наставления для их скорейшего разрешения. Зачастую «старейшины» решают некоторые проблемы с сотрудниками милиции, не привлекая силы народных масс.
Жильё. Традиционно в тёплую погоду ночевать можно и под открытым небом где-нибудь в кустах соседнего двора, однако в мороз и холод спасают 3 станции метро Арбатская, Смоленская, Библиотека им. Ленина. Если повезёт, то можно и в подъезд попроситься, где тёплая батарея обеспечит домашний уют.
Религия. Как ни странно, но на Арбате изначально сложилась монотеистическая религия. Культ Виктора Цоя не позволяет проникнуть языческим верованиям. По сути, костяк всей культуры «арбатской тусовки» базируется на заповедях, сформулированных в песнях группы «Кино» и некоторых достойных изречениях певца. Периодически проводятся атаки со стороны кришнаитов, но история пока не зафиксировала ни одного обращённого, так что действительно можно громко сказать: «Цой жив!».

Дополнения от данных за 2005 год.

Парадокс. Монотеизм сложился на основе первобытнообщинного строя. В чём же заключатся секрет успеха? Скорее всего, дело заключается в том, что Старый Арбат богат своими природными ресурсами. В отличие от древних людей, современным адептам Стены Цоя нет необходимости осваивать огромные территории, всё и так течёт в руки, остаётся лишь совершенствовать приёмы добычи, будь то игра на гитаре, задушевный разговор/заманивание или примитивная форма грабежа (гоп-стоп «найду-моё»). Ещё видимо, арбатской тусовке, по сравнению с другими компаниями неформалов когда-то удалось:
1)отстоять территорию
2)закрепить традиции и передать их подрастающему поколению
А дальше, как это несложно догадаться, был запущен механизм, который позволил компании неформалов выработать уникальную (но вместе с тем до боли что-то напоминающую) форму социальной организации.

По сравнению с 2003 годом внутренняя структура общества начала качественно меняться. Появились две фигуры местной власти - Хранитель Стены и Защитник Стены.
Хранитель Стены выполняет функцию шамана. В его обязанности входит сбор денег на отмечание праздников, проведение «арбатских свадеб», произнесение пламенных речей о бессмертии Виктора Цоя, а также исполнение каких-то непонятных для современных исследователей обрядов (что-то среднее между разговором с духами и самобичеванием).
Защитник Стены выполняет функции вождя. Практически не отходит от стены. Выполняет функцию третьей стороны в решении спора, вершит правосудие, занимается дипломатией (разговаривает всё с теми же сотрудниками милиции, а также с заезжающими представителями великорусской гопоты).

Как видно из проведённого исследования, любое общество имеет характер развиваться и даже превращаться в своеобразное псевдо-государство. Таким образом, можно сказать, что традиции первобытного общества до сих пор актуальны. Современное общество вполне допускает создание сообществ по духу, напоминающих древние племена. Возможно, в скором времени мы увидим новые метаморфозы. Древнегреческий полис в центре огромного мегаполиса или новое изобретение пороха в эпоху космических войн - неважно. Дух первобытного человека не умер. И в этом, быть может, даже есть свои положительные стороны. Значит, мы не так оторвались от природы, как нам это кажется теперь, в XXI веке. А контрасты современного мира уже давно не представляют секрет для думающего человека.

Герасимов Н.И.(GeksageN)

Для тех, кто хочет посмотреть любопытную иллюстрацию к статье и вообще ознакомиться с этим самым светофором, прошу кликать сюда.
http://press-svetofor.com/?p=258

Previous post Next post
Up