Так ведь мода - это и есть "наиболее близкое современной массовой культуре" :) То, что массовое сознание не поддержит, не становится модным, это никто и не пытается делать модным. "Делатели моды" держат нос по ветру. А потом уже процесс заходит на второй круг: те, кто сразу не уловил тренда, втягиааются, когда он становится очевидным. Знаешь, я думаю, авторы, подобные Громыко (а их полно сейчас не только в фэнтези, но и в фантастике) не "ненавидят быдло", а пытаются от него дистанцироваться. И позволить это сделать читателю. Среднему читателю, который в реальной жизни к этой массе принадлежит, более или менее неудачлив и неустроен в жизни и изо всех сил мечтает выкарабкаться. Но понимает, что не выкарабкается никогда. И даже если в конце концов чего-то добьется, хоть как-то "приподнимется", все равно финальную игру проиграет этой самой, которая с косой. И вот такие авторы - они плоть от плоти этой серой массы, живущей в ощущении безнадежности, под грузом разнообразных комплексов. Они вместе с этой массой мечтают вырваться, поэтому их так читают, даже если никаких литературных достоинств книга не имеет. Они дают хоть на время ощущение, что ты всё-таки вырвался, добрался до Эдема, стал умным, сильным, неуязвимым, совершенным во всех отношениях и даже обманул эту, с косой. А "быдловатые, некультурные, жестокие" - теперь это не мы, не мы! Это "они", какие-то другие, не имеющие к нам отношения! Теперь-то мы видим, сколь "они" жалки, теперь, когда "они" - не мы, можно "их" обличить, показав, как мы возвысились, прозрели и усовершенствовались телом и духом. А на самом деле, в реальной жизни, это презрение к себе, к своему несовершенству, к своим действительным и мнимым недостаткам, это досада на жизнь, судьбу и маму с папой: ну почему мы такими уродились? почему мы не прекрасны, не умны, не благородны? почему не родились эльфами? ладно, ну хоть вампирами? почему в зеркале приходится созерцать такое... такое... за что?!
Кстати, бесконечное, пардон, "сранье" у Громыко - ИМХО, обратная сторона этой медали, когда хочется отвести от себя такие подозрения, продемонстрировав "жизненность", связь с грубой реальностью. Нет, мол, я не идеальных героев рисую, не "воспаривших", вон они срать ходят! То есть все их реальные отличия от недостижимого идеала заменяются на "жизненные" походы в туалет. Тем самым (думает такой автор) я ловко замаскировался и могу теперь делать, что хочу, как угодно "приподнимать" своих персонажей.
Всё это находит очень живой отклик: вот и мода. Когда жалкая какая-нибудь соплюха напялит черный лифчик с розовыми рюшками: я вампирша! я вампирша!.. Просто та же самая болезнь, как у завсегдатаев Нескучного сада, где какая-нибудь дэвущщка в центнер весом пританцовывает со слоновьей грацией: я эльфийка! я эльфийка! Ага... Но в рамках этой субкультуры возражать на такое не принято, и все вокруг соглашаются: ты эльфийка! Про себя может, и думают: ты хрюшка! Но молчат в обмен на то, что она их признает "храбрыми воинами". Ну, та мода была плохо приспособлена для вхожения в повседневную жизнь, у "готишшности" с этим лучше. Может, как раз потому, что это уже не самопал, а результат грамотного менеджмента.
Спутали божий дар с яичницей... Где "Золушка" и где Громыко! "Золушка" - очень внутренне гармоничная сказка, очень четко выражающая мировоззрение, причем, мировоззрение такое, против которого ничего не возразишь: оно нормальное, человеческое, доброе. Разве что в реальной жизни добродетели далеко не всегда вознаграждаются - так на то и сказка.
Ой, представила вдруг, что там бы описывалось, как Золушка пошла в сортир... :(
Треша не надо. Вы говорите, что читали ВВ - будте так добры подсчитайте, насколько часто там упоминаются эти мм... естественные потребности. Не так уж и много.... (Бывает и хуже). А то вас послушать - герои книг Громыко из сортиров не вылезают :)
Re: Посчитайте, а?luciferinoJuly 30 2006, 10:28:00 UTC
Вы это серьезно предлагаете мне считать?! Да слава богу, что я этот... э-э... текст... один раз одолела - кстати, только потому, что Геральт ещё давно обещался рецензию выложить, и мне интересно стало. По второму разу туда даже заглядывать не стану, тем более - разыскивать по тексту срач. Насчет "бывает и хуже" - ну да, бывает, не спорю. И что? Разве это что-то доказывает? Вы предлагаете любимому вами автору равняться на худшее: если, мол, написано получше худшего, то и слава богу?
На самом деле, мода может быть и не основана на каких-то глубинных процессах, она может быть сиюминутной, случайной. Именно об этом я и говорил, когда отмечал, что дело не только в моде. Но это в общем мелкое уточнение.
Что касается сути. Мне, кажется, ты мешаешь в одну кучу разные вещи. "Сластить" читателю, льстить ему и вытаскивать из будничной действительности - это не исключительное дело фэнтези или прочей фантастики. Практически любая массовая литература занимается этим. Разве мальчик, который читает "Три мушкетера" не ощущает того же самого? Может он в классе аутсайдер, может его во дворе бьют. Но, когда он вместе с Д'Артаньяном скачет на коне за подвесками, он - герой. И так почти с любой книгой. Что приключения! Даже читая "Братьев Карамазовых" читатель может превозноситься. Я, мол, не просто чмо и Васисуалий Лоханкин, которому просто лень что-то делать по жизни. Я Алеша! Карамазов! Я о высоком думаю! Но что с того? Книга и должна человека вырывать из обыденной реальности, в этом и заключается ее задача. Для меня важнее не это, а то КУДА она его вырывает. И в моем понимании вампирская тематика вырывает читателя "не туда" (на мой, конечно, взгляд). А именно в мир, где желание важнее всего остального. Жажда. Жажда оправдывает все. Но ведь жажда бывает разной и мы это знаем. У вампира это жажда крови. У человека же их бывает много.
Э, нет! Совсем другая ситуация. В книге, подобной "Трем мушкетерам", показано, как герой, обладающий выдающимися личными качествами, чего-то добивается в жизни. И если читатель себя отождествляет с ним, то как бы "на перспективу": а вот я тоже могу добиться, я тоже стану сильным, храбрым, находчивым и т.д., я буду тоже стараться, как этот герой, и у меня всё получится! Чем черт не шутит, этот читатель даже начнет реально что-то делать, "думать о высоком" станет или в секцию карате запишется. А в современных романчиках того свойства, о котором я говорю, герой - обычный серяк, такой же невыдающийся, как средний читатель-обыватель, вдруг, попадая в волшебные обстоятельства, делается и сильным, и умным, и храбрым, и т.п., безо всяких усилий, само собой, его этим одаривают некие встреченные люди/обстоятельства. Или он "вдруг" в себе это открывает: я, мол, не простой какой-нибудь, а ... (см. "Записки сумасшедшего"). И жажда тут уже совершенно неважна: ведь с "том" мире у такого героя сразу же всё есть или он это одним махом может завоевать. Тут ключ - получение бешеных перспектив и возможностей без труда, жертв и заслуг. Опять же проведу параллель с шоу-бизнесом, где "всплывает на поверхность" много разной серятины. Их секрет - что они точно такие же бездарные, как их зритель, и потому зритель отождествляет себя с ними: раз вот это - звёзды, то я - тем более ого-го! К таким "звездам" не надо тянуться, пытаться приподняться до их уровня, можно сразу уже быть довольным собой.
То, что массовое сознание не поддержит, не становится модным, это никто и не пытается делать модным. "Делатели моды" держат нос по ветру. А потом уже процесс заходит на второй круг: те, кто сразу не уловил тренда, втягиааются, когда он становится очевидным.
Знаешь, я думаю, авторы, подобные Громыко (а их полно сейчас не только в фэнтези, но и в фантастике) не "ненавидят быдло", а пытаются от него дистанцироваться. И позволить это сделать читателю. Среднему читателю, который в реальной жизни к этой массе принадлежит, более или менее неудачлив и неустроен в жизни и изо всех сил мечтает выкарабкаться. Но понимает, что не выкарабкается никогда. И даже если в конце концов чего-то добьется, хоть как-то "приподнимется", все равно финальную игру проиграет этой самой, которая с косой.
И вот такие авторы - они плоть от плоти этой серой массы, живущей в ощущении безнадежности, под грузом разнообразных комплексов. Они вместе с этой массой мечтают вырваться, поэтому их так читают, даже если никаких литературных достоинств книга не имеет. Они дают хоть на время ощущение, что ты всё-таки вырвался, добрался до Эдема, стал умным, сильным, неуязвимым, совершенным во всех отношениях и даже обманул эту, с косой.
А "быдловатые, некультурные, жестокие" - теперь это не мы, не мы! Это "они", какие-то другие, не имеющие к нам отношения! Теперь-то мы видим, сколь "они" жалки, теперь, когда "они" - не мы, можно "их" обличить, показав, как мы возвысились, прозрели и усовершенствовались телом и духом.
А на самом деле, в реальной жизни, это презрение к себе, к своему несовершенству, к своим действительным и мнимым недостаткам, это досада на жизнь, судьбу и маму с папой: ну почему мы такими уродились? почему мы не прекрасны, не умны, не благородны? почему не родились эльфами? ладно, ну хоть вампирами? почему в зеркале приходится созерцать такое... такое... за что?!
Кстати, бесконечное, пардон, "сранье" у Громыко - ИМХО, обратная сторона этой медали, когда хочется отвести от себя такие подозрения, продемонстрировав "жизненность", связь с грубой реальностью. Нет, мол, я не идеальных героев рисую, не "воспаривших", вон они срать ходят! То есть все их реальные отличия от недостижимого идеала заменяются на "жизненные" походы в туалет. Тем самым (думает такой автор) я ловко замаскировался и могу теперь делать, что хочу, как угодно "приподнимать" своих персонажей.
Всё это находит очень живой отклик: вот и мода. Когда жалкая какая-нибудь соплюха напялит черный лифчик с розовыми рюшками: я вампирша! я вампирша!.. Просто та же самая болезнь, как у завсегдатаев Нескучного сада, где какая-нибудь дэвущщка в центнер весом пританцовывает со слоновьей грацией: я эльфийка! я эльфийка! Ага... Но в рамках этой субкультуры возражать на такое не принято, и все вокруг соглашаются: ты эльфийка! Про себя может, и думают: ты хрюшка! Но молчат в обмен на то, что она их признает "храбрыми воинами". Ну, та мода была плохо приспособлена для вхожения в повседневную жизнь, у "готишшности" с этим лучше. Может, как раз потому, что это уже не самопал, а результат грамотного менеджмента.
Reply
Reply
"Золушка" - очень внутренне гармоничная сказка, очень четко выражающая мировоззрение, причем, мировоззрение такое, против которого ничего не возразишь: оно нормальное, человеческое, доброе.
Разве что в реальной жизни добродетели далеко не всегда вознаграждаются - так на то и сказка.
Ой, представила вдруг, что там бы описывалось, как Золушка пошла в сортир... :(
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Насчет "бывает и хуже" - ну да, бывает, не спорю. И что? Разве это что-то доказывает? Вы предлагаете любимому вами автору равняться на худшее: если, мол, написано получше худшего, то и слава богу?
Reply
Что касается сути. Мне, кажется, ты мешаешь в одну кучу разные вещи. "Сластить" читателю, льстить ему и вытаскивать из будничной действительности - это не исключительное дело фэнтези или прочей фантастики. Практически любая массовая литература занимается этим. Разве мальчик, который читает "Три мушкетера" не ощущает того же самого? Может он в классе аутсайдер, может его во дворе бьют. Но, когда он вместе с Д'Артаньяном скачет на коне за подвесками, он - герой. И так почти с любой книгой. Что приключения! Даже читая "Братьев Карамазовых" читатель может превозноситься. Я, мол, не просто чмо и Васисуалий Лоханкин, которому просто лень что-то делать по жизни. Я Алеша! Карамазов! Я о высоком думаю!
Но что с того? Книга и должна человека вырывать из обыденной реальности, в этом и заключается ее задача. Для меня важнее не это, а то КУДА она его вырывает. И в моем понимании вампирская тематика вырывает читателя "не туда" (на мой, конечно, взгляд). А именно в мир, где желание важнее всего остального. Жажда. Жажда оправдывает все. Но ведь жажда бывает разной и мы это знаем. У вампира это жажда крови. У человека же их бывает много.
Reply
А в современных романчиках того свойства, о котором я говорю, герой - обычный серяк, такой же невыдающийся, как средний читатель-обыватель, вдруг, попадая в волшебные обстоятельства, делается и сильным, и умным, и храбрым, и т.п., безо всяких усилий, само собой, его этим одаривают некие встреченные люди/обстоятельства. Или он "вдруг" в себе это открывает: я, мол, не простой какой-нибудь, а ... (см. "Записки сумасшедшего").
И жажда тут уже совершенно неважна: ведь с "том" мире у такого героя сразу же всё есть или он это одним махом может завоевать. Тут ключ - получение бешеных перспектив и возможностей без труда, жертв и заслуг.
Опять же проведу параллель с шоу-бизнесом, где "всплывает на поверхность" много разной серятины. Их секрет - что они точно такие же бездарные, как их зритель, и потому зритель отождествляет себя с ними: раз вот это - звёзды, то я - тем более ого-го! К таким "звездам" не надо тянуться, пытаться приподняться до их уровня, можно сразу уже быть довольным собой.
Reply
Leave a comment